Федор Хитрук — режиссер короткометражных мультфильмов для детей и взрослых, в том числе трилогии о Винни-Пухе, скончался в Москве в возрасте 95 лет.
Коллега режиссера, мультипликатор Гарри Бардин сказал «Известиям», что Федор Хитрук «был пионером, прорвавшим плотину привычного в советской мультипликации:
— Его фильм «История одного преступления» произвел эффект разорвавшейся бомбы, а дальнейшие картины были философичны, умны, ироничны, они обладали внутренней свободой в несвободной стране.
По словам режиссера, Федор Хитрук «проходил и через отторжение, и через неприятие своего творчества».
— Преодоление этого — вопрос характера. А характер у него был.
Гарри Бардин вместе с Федором Хитруком преподавал на Высших режиссерских курсах и считает его «замечательным педагогом».
— Ни один его ученик не похож на него, он раскрывал их таланты исходя из их индивидуальности. Но сегодня российская мультипликация развивается не по этому пути — во многом, к сожалению, утрачены основы, заложенные Федором Савельевичем в преподавании и творчестве, — сказал собеседник «Известий».
По мнению Гарри Бардина, мультипликаторов уровня Хитрука в России сегодня нет:
— Ему было подвластно все. Мы многое утратили из-за подражания западным образцам, многое — из-за того, что просто стало не до мультипликации. Восстанавливать нужно не «Союзмультфильм» в отдельности, а школу мультипликации в широком смысле. Власть осталась к этому безучастна.
Сам Федор Хитрук называл своим лучшим фильмом «Топтыжку»: «Кажется, это единственный из моих фильмов, который я смотрю, не дергаясь от желания что-то исправить».
— Желание что-то переделать — на совести режиссера, — прокомментировал цитату Гарри Бардин. — «Топтыжка» — замечательный фильм, я обожаю трилогию о Винни-Пухе, прекрасны «Остров» и «Каникулы Бонифация». У Федора Хитрука всегда был собственный узнаваемый почерк. А вот «Дарю тебе звезду» — не самый лучший с моей точки зрения фильм. Для кого-то другого это была бы удача, но не для Федора Савельевича: это ниже его уровня.
По мнению режиссера, Федор Хитрук был эпохой российской мультипликации.
— Он выполнил свою миссию. В кильватере его картин прошли другие режиссеры: после Федора Хитрука им было дозволено делать то, что они делали. Но он был первым, — подчеркнул Гарри Бардин.
Режиссер анимационного кино Михаил Алдашин («Рождество», «Про Ивана-дурачка», «Охотник») рассказал «Известиям», что «вырос на фильмах Федора Хитрука».
— Можно сказать, что я общался с ним с детства.Когда делаю кино, то иногда думаю о том, что хорошо бы сделать фильм, как его «Бонифаций». О «Винни-Пухе» я уже и не мечтаю. Но «Бонифаций» — для меня пример, каким должно быть настоящее кино. С самим Федором Савельевичем я познакомился больше 20 лет назад. Ему тогда было около семидесяти, но меня поразило, какой у него молодой ум. Приятно было видеть его, Норштейна и Назарова вместе, когда они раскручивали темы, размышляли, шутили. Не нужны никакие другие планеты и миры. В этом мире есть люди в каком-то смысле — инопланетяне. Они вбирают в себя все лучшее «человеческое». Он был именно таким.
Среди фильмов Федора Хитрука — сатира на бюрократию «Человек в рамке» (1966), притча «Остров» (1973), пародия «Фильм, фильм, фильм!» (1968), притча «Лев и Бык» (1984). Всероссийскую славу принесли ему мультфильмы лоя детей — «Винни-Пух», «Дядя Степа», «Сказка о царе Салтане», «Цветик-семицветик» и другие.