Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Феномен Незнайки в стране Знаек

Безмерна благодарность ребенка взрослому, который может вжиться в детское ощущение мира

Окнигах, живущих своей жизнью и в разных поколениях людей находящих новый отклик, говорить интересно. Так, книги Николая Носова, которые он начал издавать еще в?30-х годах прошлого века, не потеряли читателя до сих пор. Другое дело – что именно вычитывает новое поколение из историй, которые захватывали их мам-пап и бабушек-дедушек. Рассказывает отец 8-летней девочки: «Недавно перечитывал «Незнайку на Луне» с дочерью. Мне казалось, на этой книге можно продемонстрировать, как работает капитализм. Прочитали, и я попросил ее написать письмо героям, есть такая древняя литературная игра. И она написала, но вовсе не о социальных проблемах. Она озаботилась лунитом, источником энергии: вот он закончится, и что делать? Видимо, капитализм, описанный в книге, ей неинтересен, он вокруг. А вот потеря и поиск энергоресурсов – да,?новая важная тема». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию заметки бывшего сотрудника бывшего Дома детской книги – того самого, который был на Горького, 43, и в который ежедневно приносили мешки писем от?юных читателей со всей страны. Эти заметки – о письмах, которые дети писали в ДДК после прочтения книг Николая Носова в 70-х и 80-х годах пошлого века.

«Дорогое издательство!» Четыре десятилетия приходят к нам письма от детей-читателей о книгах Носова. Меняется время, но не любовь детей к его историям. Дело даже не в том, что его книги самые интересные – интересных книг на свете много, но есть у Носова какая-то тайна воздействия на юную душу, которая не представляется мне открытой. Читаем письма детей из 70-х: «Эту книгу я читаю все время, бабушка ругается: «Когда уже ты ее сдашь в библиотеку и возьмешь другую?», а я не виноват, что не могу без этой книги» (шестиклассник о «Незнайке на Луне»)… «Дорогой дяденька Носов, я прочитала «Приключения Незнайки». С этой книгой у меня пришла любовь к чтению, теперь я много читаю. С большим трудом купили мне еще одну, эту книгу я не читаю залпом, а растягиваю удовольствие» (третьеклассница)… «Если я начну читать «Незнайку», надолго увлекусь, забуду про все на свете» (девочка-третьеклассница) – не нужно доказывать, что для детей это больше, чем просто «интересная книга». Дети 80-х в чем-то взрослее, старше сверстников предыдущих десятилетий. Заметно, что книги, написанные для среднего школьного возраста, становятся достоянием как более младших, так и более старших. Старшие пишут о них горячо: «Мне 15 лет, я читаю книги Носова и нахожу в них очень много для себя: как дружить, как понимать, как исправляться. Я хочу написать этому писателю письмо»?– подросток видит в книге уже не приключения, а автора-собеседника, чувствует его хорошее отношение к себе и мечтает о личном общении. Еще: «Признаюсь, я никогда не видел писателя Носова, но почему-то мне чувствуется, что он очень любит детей, пришлите мне его фотографию, пожалуйста» (четвероклассник). Пишут на наш адрес и письма самому Носову, чтобы мы их передали автору: «Как хорошо вы нас знаете, как будто вы с нами каждый день» – писатель воспринимается как большой друг, возникает ощущение его близости, что почти невероятно. Встречаются обращения на «ты»: «Когда я читал твою книгу, мне было тепло, как-то радостно»… «Я напишу тебе ты, потому что очень тебя люблю, а всех любимых я называю “ты”». Безмерна благодарность ребенка взрослому, который может примениться к детскому ощущению мира. Обычно ребенка заставляют видеть и думать так, как взрослые. Хотя ведь ребенок никогда еще не был взрослым, в то время как любой взрослый ребенком был. Вряд ли эта сентенция вполне раскрывает тайну стиля Носова, но все же. Автор вспоминал, что в детстве очень любил сказку «Кот, петух и лиса», его завораживал петух, который хоть и знал, как правильно поступать, все равно поддавался соблазну: «В натуре петуха что-то детское, доступное чувствам ребенка» (Н.Носов, «Тайна на дне колодца»).

Коротышки, нормальные дети В книгах о Незнайке у него не «образ ребенка», не «собирательный характер», а сама суть детской натуры показана, и дети чутко отзываются. «Я прочитала книгу, и меня поразило. История так похожа на историю с моим другом! Вот точь-в-точь так все и происходило»… «Я прочитал ваши сочинения целых три раза. Откуда вы все знаете?» Почему нет читателя-ребенка, который равнодушен к Незнайке? Потому что литературный герой максимально близок по сути обычному ребенку. Он спонтанный, непредсказуемый, хочет как лучше, а получается плохо, он еще ничего не умеет, ищет свое место среди других, определившихся. Незнайка и «простец», и «трикстер», и «венецианский персонаж» в одном лице, говоря языком литературоведения. Надо сказать, отношение детей к Незнайке менялось, если смотреть в исторической ретроспективе. Читателей 50-х годов сбивали с толку и имя, и поведение героя. Наивный и глуповатый – на него смотрели сверху и с собой, конечно, не отождествляли. Отождествляли со Знайкой. Читатель тех лет писал, что безупречный Знайка служит ему примером – такая установка формировалась всем укладом жизни страны в то время. Понадобилось почти 20 лет, чтобы отношение к героям переменилось. Как и отношение к человеку в обществе. «В некоторых рассказах так обидно за Незнайку, хоть плачь, а ведь он хороший человек»… «Сначала меня удивило, что такая толстая книга про какого-то незнайку, но я понял: Незнайка хоть и знал мало, но всегда был честен»… «Интересная личность Незнайка. Скажу, как Синеглазка: глупый, но хороший малыш. Незнайка хотел казаться лучше, чтоб его любили, поэтому хвастал»... «Я очень полюбила Незнайку. Скажу по секрету, я очень похожа на него. Когда делаю одно, у меня выходит другое. Меня считают неуравновешенным человеком, но я не обижаюсь. Я учусь в 7 классе, иногда мне хочется бросить все и убежать».

Незнайка на уме Главное – и большие, и маленькие дети воспринимают Незнайку своим сверстником. Он персонаж без возраста, но со свойствами детской души. И потом: несмотря на все шалости и глупости, Незнайку все всегда прощают, ему помогают, его любят. Это важное переживание ребенка-читателя: «Когда в книге узнаешь себя, становится хорошо, кажется, что и с тобой, в жизни, все будет хорошо». И хотя любить и верить в ребенка, невзирая на его недостатки, дано не всем родителям и педагогам, очень важно знать, что такое возможно, пусть в вымышленном пространстве книги. Где наказаний вообще не существует (хотя некоторые ребята пишут об этом с возмущением). Где выправляется даже безнадежный (Пончик). Где в цене совесть, доброе мечтательное сердце, а не только умения. Суть доброго отношения к человеку. Дети это слышат: «Иногда говорят: эта книга хорошо читается. Я не понимал. Как это – книга читает-ся? Но вот когда я читал второй и третий том Носова, понял все. Я сидел днями и читал книгу» (пятиклассник). Да, книга может «читать читателя», но это большая редкость. Потому что писать про человека честно (чисто, точно)?– это какое-то волшебство. И вот: «На улице дождь, пасмурно, но как прочитаешь рассказ, как будто солнышко вышло и дождь перестал. А ведь он льет и льет». И еще точнее: «Как же посчастливилось этому автору написать столько замечательных историй с детьми!» Да, осветить жизнь детей, серьезно позаботиться о них и получить взаимность?– не это ли счастье каждого взрослого человека?

Елена Малахова

1172


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95