Обозреватель «Собеседника» был безжалостно командирован в кинотеатр на фильм «Крым» — и рассказывает, что там.
В прокат вышел фильм Алексея Пиманова «Крым», снятый по заказу Министерства обороны. Этот факт (заказа), думается, избавляет от необходимости искать в фильме какие-то художественные высоты, побуждая заранее смириться с тем, что это образчик агитпропа. Хотя, если честно, за бюджет в 400 миллионов (!) рублей агитпроп могли бы сделать и получше.
Все начинается с лютой романтики: летом 2013-го в Крыму знакомятся киевская журналистка Алена и русский парень Саня из Севастополя. Она снимает фильм о древней крымской земле, а он, бывший морпех, работает учителем физкультуры. Они катаются на катере, у них случается любовь, а дальше почти сразу начинается Майдан. Сначала кто-то в митенках и балаклаве красиво играет на пианино посреди зимней площади, потом в пианиста стреляют и начинается бойня, где участвует хороший «Беркут» и плохие злюки «майданутые» (это слово звучит в фильме много раз). Там же мы видим журналистку Алену с горящими глазами — и недовольного Саню, который общается с растерянными миролюбивыми беркутовцами.
Зрителю ясно, что во влюбленной паре зреют идеологические разногласия. Она — за, он — против. Потом Саня оказывается в автобусе, едущем среди снегов. На экране написано: начало 2014-го, Черкасская область. На автобус ни с того ни с сего нападают бандеровцы с дубинками. Саню бьют, его друга, снимающего все на телефон, закалывают ножом. Зрителю ясно: бандеровцы — звери.
Саня лежит в севастопольской больнице, к нему приезжает Алена, но он обижен и ее прогоняет. Но любовь сильна — и вот они уже у Сани дома, сидят за столом вместе Саниным папой-подполковником и его мамой в прическе валиком. Родители против Майдана, и гордая Алена, понятное дело, уходит — она хочет уехать в Киев. Но не тут-то было: на вокзале заварушка, потому что толпа крымчан с палками ждет поезда из Херсона, в котором едут бандеровцы, чтобы их захватить и поработить. Крымские жены тут же недалеко молятся со свечками. Они дают Алене вкусного чаю. Потом оказалось, что бандеровцы не доехали до Симферополя, потому что испугались, и все рассосалось.
Но «рассосалось» — это лишь видимость. Потому что на самом деле в Крыму действует майданское подполье, и оно хочет взорвать корабль. Ну а раз так, то в Крым летят самолеты и плывут пароходы — с вежливыми людьми, понятное дело. Алена опять расстроилась и давай пить водку в гостиничном ресторане прямо из графина. Тут ее пьяную и плачущую нашел Саня и повел, точнее, понес в номер мириться. Ночью они мирились, а утром опять двадцать пять — в дверях снова бандеровцы с коварными планами. Причем самый коварный бандеровец — это Аленин приятель с Майдана красавчик Мыкола. Путем шантажа он захватывает Саниного отца и хочет развязать войну. Но Саня положил конец этому беспределу. С другой стороны, вопрос с украинской воинской частью решается легко и кардинально одним вежливым человеком с насмешливым взглядом. Поскольку к финалу жанр картины окончательно сполз в клюквенное фэнтези, то никакого референдума (что бы под этим ни подразумевалось) там нет, конечно.
Если не относиться к этому всему серьезно, то в фильме можно увидеть вполне эффектные сцены. Ну например, как один скользкий тип из отеля прыгает в моторную лодку, красиво развевая полами длинного пальто. Кстати, если вы не сразу будете понимать, где наши, а где враги, то знайте: враги в основном брюнеты с коварными глазами, иногда носят галстук-бабочку. А если какой-то додик прикидывается пьяным фотографом — то это наш, «вежливый». Главный герой Саня, кстати, похож на нашего президента в молодости — невысок, немногословен, голубые глаза, стальные волосы.
Отдельно прекрасна сцена, когда за огромным самолетом с вежливым десантом летит бандеровец на истребителе и вот-вот на гашетку нажмет — но в последний момент он говорит в рацию: «Не могу выполнить приказ, не имею права». Потому что С — совесть.
Совесть есть и у украинского полковника, которого играет Борис Щербаков. Он быстро переходит на сторону «вежливых людей», потому что он хороший и внутренне им сочувствует.
Главная героиня красивая, храбрая, но несколько одноклеточная девушка, которая на зарплату журналиста не глядя снимает номер в хорошей гостинице с видом на море. Непонятно, зачем фильму маркировка 16+, потому что в сцене секса мы видим только половинку попы, а потом сплошные пейзажи под музыку.
В финале Алена пытается доснять свой фильм про Крым, но не может выговорить слова «временно оккупированная украинская земля» и плачет. В конце концов она лепечет что-то примиряющее, потому что любит Саню, воюющего, судя по всему в Донбассе. Если кто не понял, главная героиня всю дорогу олицетворяла Украину, тоскующую по России несмотря ни на что.
У Пиманова появилась своя Поклонская
Известно, что Белоруссия отказалась от проката произведения Алексея Пиманова. Да и у нас едва ли он будет кассовым чемпионом — народу в зале в первый прокатный день было человек шесть. Правда, это был дневной сеанс.
Но зато на поддержку фильму пришла некая крымская писательница по имени Диана Кади. Она прямо в день премьеры объявила, что подала в суд на Пиманова за плагиат. Говорит, что «Крым» содран режиссером с ее книжки «Враг не должен видеть твоих слез», написанной как раз в 2014-м.
«Алексей Пиманов дискредитировал Русскую весну... Слишком много танков, тысячи военных. Это версия украинской пропаганды. Такое впечатление, что он не только государственные деньги освоил, российские, но и отработал украинский заказ», — комментирует Диана Кади.
До этой книги Диана написала пособие для женщин из серии «как найти мужа». А во второй книжке описывает историю современных Ромео и Джульетты, которых как раз разделил Майдан. Если это взаимный пиар книги и фильма — то чума на оба ваши дома.
Источник