Смотрю на эту фотографию и радуюсь — вроде удалась.
Это мой сын, Сергей Владимирович Шахиджанян, он же мой учитель по фотографии.
Я знаю, большинство людей не поймут, почему мне дорог этот снимок.
На снимке чуть левее головы сына на книжной полке стоит книга, прочесть её название трудно, но я знаю: это томик из серии ЖЗЛ об Иване Александровиче Гончарове. Автор книги — Юрий Лощиц, с которым мы были достаточно хорошо знакомы в шестидесятые годы прошлого столетия.
Как звучит — прошлое столетие!
А чуть правее на той же полке стоит небольшая книжечка о Григории Рошале, её написал Станислав Розен. Рошаль был известным кинорежиссёром в прошлом веке, некоторое время я воспитывался в его семье.
Вот для всех это просто снимок не очень молодого человека в очках с седой бородой, а для меня это особая фотография. Мой сын на фоне близких мне книг. Только я знаю, что за его спиной тридцатитомное собрание сочинений Ф. М. Достоевского, подписку на которое я с трудом оформил в середине шестидесятых годов (и помог это сделать Олегу Табакову).
Названия книг на снимках не прочесть, но я их знаю, ибо на этих полках — самые любимые книги.
Примечательна и футболка сына — «90 лет Московскому академическому театру им. Маяковского». Маяковский — мой любимый поэт, грандиозная личность.
Моя ошибка в том, что взял слишком большую диафрагму, отчего фон оказался размытым. А ведь мог бы снять так, чтоб фотографии и названия книг читались.
Через несколько дней сын снова зашёл ко мне. Он учил меня снимать предметы в движении: правильно выставлять выдержку, диафрагму, ISO.
Вроде мне удалось ухватить летящую коробочку с зубочистками. Жаль, что в кадр попало велосипедное седло, оно, как говорится, здесь ни к селу ни к городу.
Вот ещё один снимок на эту же тему. Я получил задание: снять нечто в движении. Этим нечто на этот раз оказался блистер. Блистер (или конвалюта) — это запечатанные таблетки.
Я рассматриваю снимок и думаю: а ведь можно делать интересные диптихи, например — на первом снимке — лицо, чем-нибудь прикрытое, а на втором — открытое лицо.
Естественно, чаще всего я снимаю сына. Причин несколько.
Во-первых, он мой учитель и часто бывает у меня дома.
Во-вторых, мне приятно его фотографировать, ведь он близкий человек.
В-третьих, он довольно послушная модель: попрошу подвинуться — двигается, застыть — застывает.
Современная техника позволяет тут же увидеть сделанный снимок, а следовательно, его можно проанализировать, учесть все недостатки и попробовать их исправить.
80% фотографий у меня получаются не в фокусе, но этот снимок удался — отчётливы даже волоски бороды и усов. С точки зрения композиции плохо, что я срезал часть головы. Но на самом деле это допустимо. За счёт срезанной части головы крупнее делаются глаза, а они здесь важнее причёски.
* * *
Что вы скажете по поводу написанного и увиденного? Место для комментария есть.