Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

ГАИ продолжает убивать

Бездарная программа повышения безопасности дорожного движения за четыре года своего существования не смогла спасти несколько десятков тысяч человек

Статья «Жезлом по бюджету. И здравому смыслу», опубликованная в «МК» ровно две недели назад, вызвала необычайное оживление в рядах придорожных милиционеров и аффилированных с ними структур. В материале, напомним, говорилось о том, что деньги, выделенные из бюджета на федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения на 2006—2012 годы», «осваиваются» совершенно непонятно, некорректно и непрозрачно. И самое главное, собственно концепция программы — ее, как любит говорить начальник ДОБДД генерал Кирьянов, скелет — изначально построена не на научном просчете ситуации с аварийностью, а на кампанейщине и, уж простите за терминологию, шапкозакидательстве. И значит, не может привести даже к минимальным положительным результатам.

Любопытно, что больше всего уязвило гаишников не обвинение в неправильном расходе средств, а сравнение их «успехов» на ниве борьбы с аварийностью с общемировыми показателями 40-х годов прошлого века. «Вы бы еще привели статистику ДТП 1886 года, когда самобеглые коляски только появились», — стыдили авторов высокопоставленные сотрудники автоинспекции. Чем по большому счету окончательно доказали свою полную некомпетентность в проблеме. А следовательно, и неспособность ее решить.

Ликвидируем безграмотность

Ликвидировать знаковый пробел в знаниях ученых в погонах взялся по просьбе редакции кандидат технических наук, научный руководитель Центра профессионального транспортного образования, автор альтернативной Концепции повышения активной безопасности дорожного движения Олег МАЙБОРОДА.

— Олег Владимирович, может быть, мы с вами действительно погорячились, утверждая на основе «ошибочных» данных, что отечественная дорожная полиция только в прошлом году не сумела спасти 15 000 жизней, и принесем, пока не поздно, свои извинения?

— Приведенные в газете цифры о неспасенных жизнях вытекают из сравнения величины социального риска (количество погибших в ДТП на 100 000 населения) в Евросоюзе и России. В ЕС средняя величина этого показателя в 2009 году — 7,5, а у нас в стране — 18,4, то есть в 2,5 раза больше. Уменьшение социального риска в 2,5 раза сократило бы число погибших в течение года с 26 000 до 10 500 человек. Почему я оперирую данными 40-х годов прошлого века? В 1949 году англичанин Смид получил на основании статистики ДТП уравнение, устанавливающее зависимость социального риска от уровня автомобилизации в тот период, когда о программах повышения БДД никто и не думал. Другими словами, формула Смида описывает ситуации, когда уровень безопасности складывается естественным путем и зависит, по сути, исключительно от уровня автомобилизации. И это значит, что он может быть принят за точку отсчета. От которой мы и отталкивались в предыдущей публикации. Так вот, по сравнению с этой точкой социальный риск в России всегда был значительно выше ее.

Должен, правда, сказать, что мы стали использовать этот показатель сравнительно недавно и сотрудники ДОБДД могли о нем и не знать.

— И неприятно удивиться, ведь его использование демонстрирует истинное положение дел с БДД в России...

— Но горькая правда полезнее незнания. Сейчас же стало ясно, что планирование повышения БДД должно вестись не от достигнутого уровня, а исходя из необходимости сравняться с уровнем БДД в передовых странах ЕС. Важно, что сегодня такую задачу можно решить.

— А ведь одно только четкое понимание этого аспекта совершенно по-другому могло выстроить концепцию ФЦП. Но ГАИ почему-то не признает вроде бы очевидных вещей...

— Двести лет назад известный ученый Гумбольдт очень образно разъяснил эту ситуацию. Все новое, согласно ему, проходит в человеческом сознании три стадии. Первая: «что за чушь?». Вторая: «в этом, кажется, что-то есть!». И третья: «кто же этого не знает!». Фактически он выразил закон диалектики о единстве и борьбе противоположностей. Это я к тому, что противодействие новым идеям — естественное явление. Неестественно, когда отсутствует возможность обсуждения проблемы. К сожалению, ДОБДД монополизировал право на оценку всех инноваций, возникающих в сфере повышения БДД. Он, подобно герою рассказа Моэма, считает, что знает о безопасности все, а чего не знает — того и знать не нужно.

А вас не сосчитали!..

— Но вернемся к нашим баранам...

— Для того чтобы находить баланс интересов, была создана правительственная комиссия по БДД. Тем самым государство обозначило необходимость координации действий около 40 ведомств, участвующих в повышении безопасности на дорогах. Это нужно в том числе и потому, что каждое ведомство имеет свои интересы и старается их отстаивать, зачастую в ущерб проблеме.

Известно, например, что именно квалификация водителя определяет уровень дорожной безопасности. Однако мы до сих пор точно не знаем, сколько человек в стране имеют права; как они распределяются по категориям транспортных средств — по возрасту, по стажу вождения и так далее. Но самое главное — как распределяются риски ДТП по этим группам. В отсутствие такой информации невозможно целенаправленно повышать БДД. То есть необходим банк данных по водителям, который может создать только МВД. Но задача эта хлопотная и в планы министерства не входит. И вот к чему это приводит. Сегодня ДОБДД зациклился на повышении качества подготовки водителей, не замечая, что начинающие дают только 17% ДТП. Возможно, я ошибаюсь, но мне представляется, что у ДОБДД отсутствует представление о том, что же делать с автомобилистами, дающими остальные 83% ДТП. И решить проблему с банком данных может только правительственная комиссия, дав соответствующее поручение МВД. Но, увы, правительственная комиссия превратилась в комиссию при ДОБДД и такого поручения не даст.

Для того чтобы комиссия работала продуктивно, она должна иметь собственный аппарат, который, в свою очередь, должен являться частью аппарата Правительства РФ во главе с чиновником, не связанным с каким-либо ведомством. У нас же этим аппаратом стал ДОБДД во главе с его начальником. Поэтому любое предложение, направленное в комиссию, попадает прямо в ДОБДД и воспринимается исключительно с позиций этого ведомства. Ситуацию очень точно охарактеризовал один из работников совмещенного аппарата ДОБДД и комиссии: «Вы можете писать куда угодно и кому угодно. Письмо придет ко мне».

Кроме того, руководитель аппарата комиссии должен опираться на группы независимых экспертов из научного сообщества, практиков и представителей общественности. Сегодня всех их заменяет ведомственное подразделение ГАИ — НИЦ ДОБДД.

Сам себе режиссер

— То есть получается, что ДОБДД сам разрабатывает, реализует и контролирует всю ФЦП. К чему это приводит, «МК» уже не раз писал. В частности, ФЦП предусматривает проведение 79 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Однако ни в одном публичном выступлении руководителей ДОБДД ни разу не прозвучали данные по результатам таких работ и как они были использованы для повышения безопасности на дорогах. И, повторимся, происходит это потому, что всеми процессами руководит лишь одно, причем заинтересованное ведомство, а не правительственный аппарат. И именно поэтому, помимо всего прочего, не рассматривается и альтернативная Концепция повышения БДД (мы планируем опубликовать ее в одном из ближайших номеров газеты «МКмобиль»). Она, насколько я знаю, «потерялась» в милицейских коридорах, несмотря на поручение аппарата правительства. Что же в документе такого страшного для официальных блюстителей дорожного порядка?..

— Он просто не вписывается в те взгляды, которые уже сформировались в милицейском ведомстве. И это, как я уже сказал, вполне естественно. Неестественно, что отсутствует возможность вести диалог.

Кстати сказать, именно поэтому ДОБДД противится изменению статуса ПДД с правительственного постановления на федеральный закон. Ведь малейшие поправки к ним сегодня разрабатываются как военная операция — в глубочайшей тайне. Для чего и почему — непонятно. Завеса таинственности не имеет никакого логического обоснования. В итоге на свет нередко появляются странные решения. Возьмем, к примеру, такую актуальную проблему, как объезд препятствия или обгон тихоходных транспортных средств. Недавние поправки разрешили обгонять тихоходы, идущие со скоростью менее 30 км/ч в зоне действия знака «Обгон запрещен». Но при этом подобный маневр запрещен при наличии сплошной линии разметки. В этом же случае вы не сможете и объехать препятствие. И тут можно говорить о том, что вроде бы очень правильное решение не проработано и не доведено до конца. Результат — сохранено два взяткоемких пункта, позволяющих недобросовестным сотрудникам симулировать активную деятельность. При публичном же обсуждении, включающем, между прочим, и три голосования в Госдуме, этого можно было избежать. А ведь ПДД касаются практически каждого гражданина. Причем в отличие от УК любой из нас может высказать по ним вполне обоснованные замечания. Но нас этого права лишают...

Что же касается предлагаемой альтернативной концепции, то суть ее заключается в том, что, с одной стороны, она позволит каждому водителю корректировать свои ошибки в реальном времени. А с другой — даст возможность органам дорожного надзора контролировать, делает это водитель или нет. В этом случае наказание за любое нарушение правил становится неотвратимым.

материал: Александр Ростарчук

650


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95