Когда нарушившая фруктовое эмбарго парочка изгонялась из «all inclusive», никто не мог и предположить, что инструкции по добыванию хлеба насущного в поте лица своего будут иметь такое широкое толкование. Отрыв траншей, перетаскивание мешков с песком и замена коробки передач без подъёмника в дождь на улице оказались для человека детской забавой по сравнению с непонятной максимой «работы над собой». Не позволяй душе лениться — великолепная фраза для праздничного завершения пубертатного периода, и то не для каждого. Переживания юной плоти с трудолюбием души связывают только отличницы средней школы, которых воспитали строгие родители, с упорством муравья скрывающие от своих чад тот факт, что «Сказку о царе Салтане» и «Гаврилиаду» написал один и тот же человек. Ответ на вопрос, чем ленивая душа отличается от работящей, без смеха дать невозможно. Даже если существование этой неопределённой строго субстанции не вызывает у вас сомнений. Ну, смешно же говорить о том, что у неё-него «работящая душа»! В поте лица своего!!! Или: «Ваша душа в этом году на вакации когда уходит?». Душа заболела и взяла больничный. Хотя подсознательно мы чувствуем, что это непонятное, пришедшее в наш язык из арамейского бестселлера, надо неким образом подстёгивать и даже приводить в рабочее состояние при полном отсутствии взаимопонимания.
Абулия считается редко встречающимся заболеванием. Однако, поработав радиоактиватором и понаблюдав за реакцией коллег на их собственные эфиры и прислушавшись к себе самому, вы поймёте, что этим редким недугом тотального безволия поражены если не все говорящие-пишущие, то половина — уж точно. Более вероятно, что наслаждаются своей абулией и пестуют её все, однако половине удаётся это скрывать, даже от себя. Отсутствие интереса к тому, о чём ты говоришь, и невозможность этот интерес симулировать — проблема, сопоставимая с важностью симуляции половой функции... хоть какой-нибудь. Интерес к предмету — он ведь просто так не возникает. Это только любовь приходит ниоткуда, если верить поэтам-песенникам, а интерес — он плод работы мозгов, или, если хотите, того самого духа. Совершенно невозможно проявлять искренний интерес к трудам Эриха Фромма, если ты не заставил себя прочесть хоть одну его работу. Хотя мне даже после прочтения не удалось. Ну это так, к слову... Каким образом можно неподдельно (поддельно-то можно) интересоваться задачей уменьшения тарифов железнодорожных грузоперевозок на Дальнем Востоке, если слово «тариф» ты ассоциируешь только с роумингом при поездке в Камбоджу? Хорошо, когда тебе надо подготовить программу с темой, спущенной сверху. Тут никакого личного интереса и не требуется. Если ты крепкий хозяйств... извините, профессионал и микрофон заплёвываешь не один год, то интерес тебе не потребуется. Довольно будет простого человеческого страха перед увольнением или сливом в плохой сегмент. Это самые сильные аргументы в деле совершенствования собственной радиоактивности. А вот что делать, если указивок и заданий не существует, а находишься ты в более или менее свободном плавании? Мол, ты творец, ты и придумывай. А вот здесь уже никак не обойтись без «не позволяй душе лениться». В смысле, симуляцией интереса не обойдёшься. Дорогие радиослушатели — они почему-то эту симуляцию не то что за версту, за тысячи эфирных километров чуют. Чуют и приёмнички, гады, переключить норовят, когда ты имитируешь неподдельную заинтересованность, пытаясь без ошибок произнести слово (сегодня только прочитанное) «гештальт-психология».
Это только на первый взгляд на свете много вещей, идей и явлений, которые нас действительно интересуют. На самом деле нехитрый набор медийного прилавка да нереализованные подростковые фантазии — вот два основных источника наших интересов. А радиоактиваторы — они не с Марса, они тоже люди, и от прочих отличаются только тем, что на генерации чужого интереса деньги зарабатывают. А чужой интерес без собственного хреново генерируется.
Можно говорить и даже «вещать» о разных штуках, в которых ты ну ничегошеньки не понимаешь. Как говорила героиня Ирины Муравьёвой из «Москва слезам не верит»: «Ляпай! Но ляпая с уверенностью». Можно вспомнить основной постулат успеха радиоактиватора: неважно что, важно как. Именно это «как» привлечёт внимание и не даст слушателю ни малейшей возможности вытащить вас из ушей. Но оборони вас создатель говорить о вещах, которые вам не интересны, не прикалывают, не тащат и т.д. Даже, если в студии нет веб-камеры и презрение вашей утомлённой нижней губы никому не видно, слышно всё это, как крик муэдзина на Ай-Софья поутру. Хорошо то есть слышно. Громко. Читать заранее заготовленный текст, интерактивничать со слушателями, задавать вопросы экспертам — всё без толку. Серая жижа вашего пофигизма прорвётся через любую профессионально возведённую плотину. И останется только ждать коды нетленной песенки Зеппов «When the levee breaks».
Ну совсем ничего не получится, если интерес у себя не свиагрить. И вот тут совершенно по-другому, не по-детски начинаешь перечитывать слова о «душе лениться». Без пафоса благоговейного, но с интересом. Работаешь, стало быть, над собой. Исходник вроде посредственный, а результат — Уорхол и Фаберже на одних торгах. Да и интересно это: «над собой».
Игорь Ружейников