Находиться в гармонии с окружающими для каждого из нас не менее важно, чем находиться в гармонии с самими собой. Но для этого нам самим нужно сделать шаг в сторону создания доверительного союза. Семь способов, которые помогут устранить барьеры во взаимодействии, вызвать доверие со стороны другого человека и сделать связь более глубокой и крепкой.
1. Принимайте человека таким, какой он есть. Принять другого — значит не оценивать его. Почувствуйте разницу между «принимать» и «хвалить» — это разные вещи. Похвала всегда приятна, но в ее основе всегда лежит система оценки. И, похвалив сегодня, вы можете поругать завтра.
В принятии вы даете другому человеку проявлять его индивидуальность. Принимать — значит создавать такую атмосферу, в которой человек может быть самим собой и не бояться, что будет вами оценен (не имеет значения, будет ли эта оценка хорошей или плохой). Принятие порождает глубокие, доверительные отношения, сохраняющиеся долгое время.
2. Сведите категоричность к минимуму. Человеку свойственно делить все на черное и белое. Это помогает ориентироваться в пространстве и в своей жизни, принимать твердые решения и не сомневаться в себе. Но следует различать умение самостоятельно и ответственно делать выбор и желание оценить всех и все по критерию «плохо» и «хорошо».
Категоричная оценка не принесет желаемого результата, если вы хотите, чтобы другой человек вам открылся
Важно помнить, что любая оценка субъективна и несет в себе жизненный опыт, мировоззрение и характер того, кто оценивает. И к оцениваемому это имеет мало отношения. Как бы вы ни были мудры и объективны, вы не в силах знать все полутона происходящего. И категоричная оценка не принесет вам желаемого результата, если вы хотите, чтобы другой человек вам открылся.
3. Объединяйтесь с другими в позитиве. Объединяться с другим по позитивному признаку — мощнейший инструмент для создания крепких дружеских и партнерских отношений. Например, «нам неслучайно дали вести вместе этот проект, мы с тобой сильные профессионалы и совместно сделаем очень крутой продукт». Это пример объединения по положительному признаку.
В противовес приведу пример объединения по негативному признаку: «Нам с тобой дали этот проект потому, что только ты и я работаем, не покладая рук, в этой конторе за мизерную зарплату, нашли двух безотказных людей и пользуются ими». Чувствуете разницу? Примеры говорят сами за себя.
4. Никогда не посягайте на то, с чем человек себя идентифицирует. Ни при каких обстоятельствах не оценивайте чужих детей, жену, мужа, родителей или любимого кота. То, с чем человек неразрывно связан, не просто для него дорого. Это части его самого, его личности. Особенно следует помнить это правило, если вам жалуются на мужа или жену или на то, как плохо ребенок учится в школе.
Это сиюминутная реакция человека. Он пожаловался на ребенка, но пришел домой и обнял его — потому что любит.
Обратная связь отличается от критики тем, что вы не позволяете себе оценивать человека в рамках «это сделано плохо»
А если вы, даже из желания поддержать, некорректно отзоветесь о его ребенке, это чревато разрывом отношений.
5. Давайте обратную связь вместо критики. Она отличается от критики тем, что вы не позволяете себе оценивать человека в рамках «это сделано плохо». В обратной связи важна формулировка: «В том, что ты сделал, мне понравилось это и это», «Если бы я был на твоем месте, я бы изменил это и это». Нужно четко указать, что именно бы вы изменили и как.
Недостаточно просто сказать «Я бы не стал делить отпуск на две недели, я бы взял его целиком». Обязательно поясните: «...Потому что лично для меня недостаточно отдыхать две недели, только к концу второй недели я начинаю чувствовать, что по-настоящему расслабляюсь. Но ты можешь относится к отпуску по-другому. Это только мое мнение».
6. Не вносите сомнения и смуту в уже принятые решения человека. Если человек находился в поиске правильного решения, неоднократно с вами советовался и в результате принял решение, полностью противоположное тому, что вы ему советовали, смиритесь. Не критикуйте его, даже если вы уверены, что он не прав и потом будет сожалеть о своем решении. Именно в этот момент начинается разделение ответственности за свою и за чужую жизнь.
Ваша жизнь и ваше мнение — только ваши. Аналогично все устроено и у других. Поэтому просто примите все как есть и поддержите вашего друга, близкого человека или коллегу.
Очень часто мы сами не замечаем, как обесцениваем другого, его результаты и успехи
Ваша поддержка для него будет гораздо ценнее и важнее, чем фраза «Я думаю, что ты зря принял такое решение, оно неправильное, ты проиграешь!»
7. Уважайте заслуги других людей. Очень часто мы сами не замечаем, как обесцениваем другого, его результаты и успехи, говоря «Ну и что такого», «Ты молодец, но это только начало, тебе надо еще очень много добиться», «Не стоит так радоваться, твои главные достижения еще впереди».
Лучше попробуйте искренне порадоваться за успехи другого человека, выразите ему свое восхищение. Если есть что-то, что мешает вам это сделать (например, зависть, ситуативный конфликт с этим человеком или что-то еще), воздержитесь от бурных реакций. И просто улыбнитесь.
Екатерина Счасная