В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.
Пока дискуссия не затронула ключевых вопросов и кажется, что все слишком просто. Вопрос ведь не в том, какие прочтения истории должны рассказываться детям, а в том, чем должны отличаться учебники для различных учебных заведений – даже помимо трактовок – и что должно быть в них общего. Вот здесь стоит разобраться подробнее.
Что делает учебник истории? Он должен выстроить хронологию фактов. Определить, когда произошло то или иное событие, дать оценку его значимости. Например, что было началом татаро-монгольского ига. И когда оно было. Насколько его влияние было полезным или негативным, и в чём оно выразилось.
Есть основные исторические события, которые должны оставаться общепризнанными, соответственно, наличие новой интерпретации должно быть обосновано. Но в принципе в учебнике не должно быть таких вещей. Учебник должен выявить канву основных событий, хронологическую структуру, интерпретировать их и давать представление о принципах исторического развития.
Это общее, а вот в чем есть различия. Первое — объем знаний. Он может быть разным для разных категорий людей. Скажем, в учебнике для естественнонаучных специалистов особое внимание должно быть уделено развитию науки и технологий. Для общеобразовательных школ необходим учебник, дающий основные исторические сведения, хотя для школ с историческим уклоном «версия» учебника должна быть полнее. А для гуманитарных лицеев и школ по искусствам роль самых интересных героев истории могут играть другие персонажи. Однако это не исключает наличия какого-то общего набора фамилий исторических деятелей...
— Но в начальной школе может быть только один учебник?
— Безусловно. Там может быть и должен быть единый учебник в смысле общей интерпретации фактов и событий, исторических фигур. Хотя на данный момент в начальной школе, в большинстве случаев, такого предмета просто нет.
— А в средней школе уже возможна вариативность?
— Возможна вариативность – так же, как вариативны сами школы. Скажем, если это школа, в которой много внимания уделяется музыке, живописи, искусству, культуре, то и основной акцент такого учебника должен быть на истории искусства и культуры. Если это учебник для тех, кто занимается естественными науками, он должен уделять особое внимание наукам и их развитию: математике, физике, химии, основным дисциплинам и открытиям. Конечно, эта информация важна для всех, но объем подобных знаний может быть разным.
К тому же, сегодня важно не только назвать факты, но и показать их значение для развития человечества. В учебнике, который рассказывает об истории отдельных государств, важно показать, как исторические события влияли на судьбы и развитие этих государств. Необходимо также выделять сферы, в которых разворачиваются дискуссии.
Для глобальной истории очень важно верно распределить временные рамки. И здесь от этого тоже зависит объем учебника и качество интерпретации. Кроме того, учебник истории должен познакомить людей с определенными историческими документами. Например, наравне с биографией Юлия Цезаря должны быть представлены и его законы. Если мы говорим об истории отдельных стран, то в них должны быть, с одной стороны, выделены события, которые важны для развития этих стран и, с другой стороны, те события, которые затрагивают интересы или всех стран, или многих стран.
Я думаю, что важны также персоналии. Люди, которые определяли, которые представляли ход истории. Оценка таких личностей должна быть сопряжена с историческим контекстом. Оценка французской революции, скажем. Оценка разных тенденций в этой истории. Выявление разных аспектов в истории французской революции, ее герои и антигерои. Описание исторических личностей, их деятельность, выраженная в их словах или в политических действиях.
Мне кажется, что для исторических учебников важно показать особенности вклада каждой страны в мировую культуру, в мировую историю и связать основные открытия человечества с развитием всего исторического процесса. Здесь могут быть варианты. Если это гуманитарное направление, больше внимания будет уделено писателям, живописцам, музыкантам, философам. Если это исторический, экономический учебник — политическим деятелям. А если военный, то в любом случае в нем должны быть представлены войны разных стран и их интерпретация, с разбором как сражений, так и стратегий сторон. Ну и, разумеется, герои, полководцы и военные начальники.
— Хорошо, Ясен Николаевич, но в целом "единый учебник истории" - это одна книжка или что-то другое?
— Мне кажется, что единый учебник — это тоже не так плохо, с условием, что он развивает историческое мышление и развивается сам. Сегодня учебник должен быть мультимедийным с единой структурой событий — на каждую тему: свое приложение, вкладка с объяснениями и ссылками на литературу. Там обязательно должно быть поле для дискуссий, где будут представлены различные оценки и мнения, и можно будет сформировать свое собственное мнение. Это важный навык, без него человек оказывается беззащитен перед любой пропагандой. Мультимедийный учебник может быть легко модифицирован в соответствии с профилем образовательного учреждения. Какую-то тему можно будет изучить более подробно, какую-то менее. Но главное требование к такому учебнику, помимо качества исполнения - он должен развивать историческое мышление. То есть учить осознанию исторических процессов, устанавливать причинно-следственные связи и уделять при этом внимание созидательному влиянию, показывать, за счет чего это созидание достигается.