Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Гельман в октябре

Биеннале современного искусства: куда пойти

Я принадлежу к людям, которым физически плохо от современного изобразительного искусства. Оно иногда заставляет думать, но почти никогда не возвышает и не делает тебя лучше — в контакте с классическим искусством эта алхимия происходит куда чаще. Тем не менее в этом сезоне обсуждают contemporary visual art, «Балканский эротический эпос» (13 минут, 16 мм) Марины Абрамович в «Гараже».

Биеннале — гигантское меню дизайнерских озарений, оформленных в жанре инсталляций, задокументированных перформансов и просто удивительных штук, которые раньше пылились по гаражам художников, самоделкиных и кулибиных. Штуки (старые и новые) протерты от пыли, освобождены от упаковочной стружки и складированы в новую братскую могилу под названием «биеннале». Будь ты трижды Малевич, толпа зрителей промчится мимо, потому что на входе забыли взять карту, этикетаж мелкий и вообще мы уже заблудились: где тут кафе?

Лучшее, что предъявляет главная площадка биеннале, Центр современной культуры «Гараж», — пространство, гений места, воздух Марьиной Рощи, памятник конструктивистскому искусству, автобусный гараж Мельникова и Шухова. Тысячи квадратных метров искусства человек не усваивает, хотя кого там только нет: и Юрий Альберт с манифестом лауреата биеннале, и Анатолий Осмоловский с тотемом современных бесов, и Тони Крэгг с красной фигурой, и «Синие носы» выставляют работы уральского сгинувшего арт-таланта Б.У.Кашкина: сорок выставок. Отстояв очередь на вход (очень строгие охранники работают у владелицы «Гаража» Даши Жуковой), обязательно возьмите карту местности, отдышитесь на диванах и поймите, в какие закутки вам надо больше всего. «Гаражное» меню — это выбор лондонских партнеров Жуковой, рафинированных эстетов и отчасти ее самой — в целом это самые модные, лучшие или прикормленные представители мирового художественного сообщества.

Спецпроекты, рассыпанные по «Винзаводу», фабрике «Красный Октябрь», «Проекту Фабрика», центрам современного искусства, заслуживают отдельного изучения. Выбирать, где лучше, бессмысленно: везде одинаково много разных мыслей и воплощающих их штук. Биеннале — еще одно место встречи, тусовки, где заодно смотрят немного искусства. Содержательная часть не принципиальна, потому что все равно не прогнозируема: пятно краски будет в новом месте композиции, и концептуальное обоснование вы замучаетесь читать.

Но что-то зацепит, заденет за живое — обязательно. «Русское бедное» Марата Гельмана на «Красном Октябре» (до 25 октября), сводная выставка «Капитализм как религия» в Музее современной истории России (до 16 октября) или «Рабочее движение» на «Проекте Фабрика» (до 31 октября). Многие арт-центры занимают опустевшие заводы в промзонах. Поход туда — сам по себе урок искусствоведения и краеведения.

Екатерина Васенина

640


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95