Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Гений поиска и выбора

Самые талантливые дети - те, которые ищут себя

Стоит ли столичным школам опасаться международных «замеров» грамотности - читательской, математической, естественно-научной - наших ребят? «Нет», - уверен министр правительства Москвы, руководитель департамента образования Исаак Калина.

Если показанные результаты высокие, значит, они подтверждают логику перемен в системе образования, если не очень, значит, выбранный курс надо корректировать.

Екатерина Бычкова: Международное исследование PISA в прошлом году показало рост читательской, математической и естественно-научной грамотности 15-летних школьников. В этом году обнародован анализ качества чтения и понимания текста для учащихся 4-х классов - PIRLS. Результаты соответствовали ожиданиям?

Исаак Калина: Нет, результаты выше ожиданий. Россия раньше в исследованиях PISA, как правило, всегда входила в первые 40 стран. И поэтому мы считали, что если Москва попадёт в тридцатку, то это будет серьёзным доказательством того, что выбранный курс в улучшении качества образования правильный. Москва по сравнению со странами-участниками оказалась в первой десятке (6-е место) по математической и читательской грамотности, во второй десятке - по естественно-научной. Это не просто хороший результат. Чтобы вы понимали: если мы не изменим сроки начала изучения физики и химии, то мы и в следующих исследованиях естественно-научной грамотности вперёд серьёзно не продвинемся. Почему? А потому что очень поздно начинаем знакомство с этими предметами. 15-летние молодые люди во многих странах мира к этому времени естественно-научный блок штудируют несколько лет, а мы, по сути, только второй год изучаем физику и один год химию. Поэтому с учётом очень позднего начала изучения этих предметов я считаю, что даже по естественно-научной грамотности результаты московских школьников были высокими. При этом не стоит забывать, что задания PISA сформированы в основном под обучение не у нас. Я анализировал: почему же московские школьники так оторвались и показали хорошие результаты? И пришёл к такому выводу: за последние 5-7 лет создана очень содержательная система дополнительного образования. 

- Не только лепят и рисуют, поют и танцуют? На картах катаются, наукой занимаются...

- Да, но главное - мы постарались за эти годы сделать так, чтобы система допобразования была не просто развлечением, а стала серьёзной поддерж­кой основному образовательному развитию. То есть чтобы это было подкрепление изучению той же химии, физики, математики и так далее. И сложение не очень практико-ориентированной школьной системы (надо признать, что в отличие от многих стран мира содержание нашего школьного образования, к сожалению, таково) с абсолютно практико-ориентированным дополнительным образованием вместе дали очень хорошие результаты. И наши 15-летние ребята оказались на 6-м месте в исследованиях PISA. А удовлетворены мы будем только тогда, когда во всех «замерах» окажемся на 1-м месте с большим отрывом от конкурентов и так продолжаться будет многие годы. (Подробнее про исследование PIRLS - в следующих номерах «АиФ». - Ред.) 

- Будем пытаться ввести более раннее изучение физики и химии? 

- Отвечаю: стандарты образования утверждаются на федеральном уровне, пока я не уверен, что это будет поддержано. Но мы в Москве через кружки станем формировать интерес к этим предметам уже в 5-6-х классах. Можно сказать, что это пропедевтика физики и химии в старших классах. Ведь в основной школе и начинается предпрофильное обучение, без которого невозможно хорошее профильное и предпрофессиональное.

- Ранний предпрофиль - это хорошо? Ведь не все родители видят (или правильно оценивают способности своего ребёнка). А большинству детей к окончанию начальной школы ещё непонятно, физики они или лирики...

- Это, как правило, самые талантливые дети! Я серьёзно говорю. Наверное, самый большой талант любого человека - поиск. Не надо бояться поиска. Почему мы и говорим, что московская школа - школа возможностей выбора. Находясь в одном учебном заведении, ребёнок может поучиться в классе математической вертикали, понять, что это не его, и перейти в другой предпрофиль или даже профиль. Я с огромным уважением отношусь к математическим школам, поскольку сам в прошлом учитель математики школы с углублённым изучением математики! Но при этом я всегда чувствовал, что если парень, который учится у меня в 7-м классе, поймёт, что ему лучше было бы в литераторы податься, и я попробую ему это подсказать, то получится, будто я выдавливаю его из этой школы, в которой у него только один коридор. И не коридор даже, а тоннель... А современная московская школа предоставляет возможность проб, ошибок, поиска, выбора. Для этого и дано детство. И вы, кстати, произнесли очень опасную фразу, сказав, что родители видят... Как правило, родители видят в своём ребёнке свои несвершившиеся достижения. Я не стал, а ты станешь!

- Хочешь или не хочешь... 

- Концентрируясь на одной кажущейся способности ребёнка, папы и мамы тем самым могут оттеснить его от возможности попробовать себя в других направлениях. Наши дети живут и будут жить в другом мире, чем жили мы, поэтому у них и другие возможности для развития своих способностей, и они не должны и не будут копировать нас. И мы стараемся, чтобы московская школа не была тоннелем, а была многополосной вылетной магистралью. Только в этом случае у школьника появится возможность при необходимости перестраиваться с одной полосы на другую, не сбиваясь с дороги. Это очень сложно объяснить, ещё сложнее сделать, тем более что взрослым легче работать с детьми, если они расфасованы по разным коробочкам: в одной - математики, в другой - литераторы и т. д. Тысячи людей, которые когда-то были втиснуты родителями в тоннель кажущихся им способностей, потом, вырываясь, вдруг начинали проявлять себя совершенно в других областях.

Кстати, мы начали реализацию ещё одного, как сказал мэр Москвы Сергей Собянин, мегапроекта интеграции всех уровней образования - общего, дополнительного, специального и вузовского. Мы его между собой называем так - «готов к учёбе, жизни и труду в современном мире». Для чего это нужно? Например, для того чтобы, обучаясь в медицинском классе, молодой человек уже не спрашивал, зачем я изучаю химию, физику и биологию! Чтобы он понимал, что и иностранный язык ему очень нужен. Ведь в основе всего - метапредметность. Зациклиться на чём-то одном и быть успешным в сегодняшнем мире трудно. Главный разработчик и куратор теста PISA Андреас Шляйхер по этому поводу сказал: «Мир вознаграждает людей уже не за то, что они знают, а за то, как они могут использовать то, что знают». И это в самом деле так. Поэтому вся наша московская система образования, складывающаяся из дополнительного, предпрофильного, профильного, предпрофессионального образования, обучения на базе колледжей и в предуниверсариях, - это и есть переход от оторванного от реальной жизни образования к такому, которое готовит человека к учёбе, жизни и труду в современном мире.

Столичные школьники с любой техникой на ты.

- А как вам кажется, есть такая проблема, что дети сегодня выходят из школы, получив там образование такого качества, что на первых курсах вузов просиживают штаны от скуки?

- Начиная проекты предпрофессионального образования (инженерные, медицинские, кадетские и научные классы), мы в первую очередь искали продолжение той дороги, на которую встанут наши ребята. Поэтому мы не открыли ни одного такого класса, не имея серьёзных договоров о сотрудничестве с вузами и предприятиями соответствующего профиля. То есть, например, все медицинские классы открыты только после заключения трёхстороннего соглашения конкретной школы с медвузом и одной из клиник Москвы. Поэтому дети, пока обучаются в этом медицинском классе, что называется, чувствуют себя почти студентами университета и периодически приходят в современные клиники с современной аппаратурой. И так со всеми профилями! Прежде чем открыть направление, мы проверяли: а что ждёт наших ребят на выходе? И только когда убеждались, что у нас подготовлено продолжение дороги, тогда и создавали направление. Московское образование никогда не должно заводить в тоннели и тупики, в этом одна из главных наших задач.

Екатерина Бычкова

Источник

420


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95