29 апреля 1942 года немецкий писатель Герман Гессе закончил работу над «Игрой в бисер» — последним и главным романом в своём творчестве. Работа над книгой шла с 1931 года — более 10 лет и стала magnum opus автора.
Источник: Dutch National Archives, The Hague, Fotocollectie Algemeen Nederlands Persbureau (ANEFO), 1945-1989. Лицензия CC.
Главный герой книги — Йозеф Кнехт. Его титул — Мастер игры (лат. Magister Ludi). Термин Magister Ludi — это каламбур: 'ludus' на латинском языке может означать как «игра», так и «школа». Таким образом, Magister Ludi может означать как «Мастер игры», так и «школьный учитель». Как отмечают рецензенты, язык «Игры в бисер» — кульминация комбинации музыки и математики. Роман Гессе — это философское эссе, замаскированное под сюрреалистический роман.
Впервые «Игра в бисер» была опубликована 18 ноября 1943 года в цюрихском издательстве «Фретц и Васмут» в двух томах. В 1946 году Герман Гессе был награждён Нобелевской премией по литературе, в т.ч. за это произведение.
Роман считается одним из важнейших художественных текстов европейского постмодернизма. Сама «игра в бисер» — это, если не суть постмодернизм, то как минимум постмодернистская практика. Бодрийяр называл постмодернизм «культурой избытка», а Лиотар — «прощанием с навязчивой идеей единства». Гессе, прекрасно понимая эти тенденции, не сокрушается и не отчаивается, а выдвигает свой эстетический манифест, предлагая представление постмодернистской культуры как грандиозной мистерии, подлинного творчества просветленного, гигантски-эрудированного, но, тем не менее, не разложившегося человеческого духа.