ГИБДД планирует получить новые надзорные функции по контролю процесса обучения в автошколах. Как оказалось, проверки Госавтоинспекции не привели к массовому закрытию учебных организаций для водителей, к которым имелись многочисленные претензии. Это было одной из целей масштабной реформы, стартовавшей год назад. Кроме того, в ГИБДД предлагают ограничить срок действия свидетельств об окончании автошкол.
Ситуация с реформой образования водителей вчера обсуждалась в Общественной палате РФ. Напомним, в августе 2014 года вступили в силу новые требования к автошколам: работу учебных учреждений проверяет ГИБДД и выдает им заключения, необходимые для дальнейшей работы. По данным на июль 2015 года, около 5,8 тыс. автошкол (из 8 тыс. ранее действовавших) получили заключения. Предполагалось, что подобный фильтр позволит отсеять школы, не соответствующие критериям качественного обучения.
Одним из них, в частности, является минимальный размер учебной площадки (0,24 га), где практикуются будущие водители. Как рассказал старший инспектор по особо важным делам ГИБДД РФ Александр Лыткин, автошколы предъявляют инспекторам документы о наличии площадок и учебных кабинетов. "Нам все показывают, мы выдаем заключение,— говорит он.— А потом директор автошколы аннулирует договор аренды, чтобы сэкономить. Формально заключение у него есть, но на самом деле работать школа не может. И такая ситуация по всей стране". Последующий контроль уже не в компетенции ГИБДД. Уполномоченный же Рособрнадзор проверить все автошколы не в силах, пояснил Александр Лыткин: "Это самый проблемный вопрос, с этим надо что-то делать".
Еще один фильтр исключения некачественного обучения — проверка свидетельств об обучении (их выдают автошколы) у кандидатов в водители перед экзаменами. Как пояснили в Госавтоинспекции, поскольку не существует единой базы данных выданных свидетельств, историю обучения невозможно проследить. "В итоге автошколы выписывают пачками свидетельства,— пояснил господин Лыткин.— Выписанные в Москве документы потом почему-то всплывают на экзамене во Владивостоке. У нас нет инструмента, чтобы это контролировать". По словам замначальника отдела экзаменационной работы УГИБДД Москвы Ильи Молодцова, в ряде случаев происходит "фиктивная выдача свидетельств" задним числом. "Нужно ограничить срок действия документа",— предложил он.
Александр Лыткин говорит, что Минэкономики уже выступило с предложением наделить МВД функциями "постлицензионного контроля" работы автошкол (имеются в виду проверки на регулярной основе). "Все рычаги и возможности для этого у нас есть, информация об автошколах собрана,— отметил господин Лыткин.— Если этого не сделать, мы будем очень долго бороться за безопасность движения на дорогах". Впрочем, в Минэкономики эту информацию "Ъ" вчера не подтвердили: "С инициативой по передаче МВД постлицензионного контроля за деятельностью учебных организаций ведомство не выступало".
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева считает, что постлицензионный контроль необходим. "Сейчас организации проходят фактически двойную проверку: одну — в ГИБДД, получая заключение, вторую — в органах Минобразования, получая лицензию,— пояснила она "Ъ".— Во многом эти проверки дублируют друг друга, если сосредоточить процесс в одних руках, это позволит сэкономить массу ресурсов и времени". При этом она отметила, что на практике наделить ГИБДД новыми полномочиями "будет довольно сложно", поскольку необходимо корректировать ряд законодательных актов. Впрочем, некоторые эксперты отнеслись к идее скептически. "Чем больше будет контроля, тем больше коррупции",— заявил, в частности, выступая в Общественной палате, профессор кафедры "Организация и безопасность движения" МАДИ Олег Майборода.
Иван Буранов