Почти четверть века назад гранж был официально объявлен умершим жанром. Сейчас о нем вспоминают только ярые поклонники и производители футболок с известным смайликом для масс-маркета. Да и с каждым годом, к сожалению, становится все меньше живых свидетелей его расцвета и заката. Pearl Jam, пожалуй, единственные, кому удалось остаться по-настоящему на плаву и сохранить свой классический состав. На днях Эдди Веддер и его команда выпустили одиннадцатый студийный альбом Gigaton, доказывающий, что гранж не ушел из музыкального мира навсегда.
Когда твоя группа с годами не теряет популярности, по-прежнему с легкостью собирает стадионы по всему миру и может похвастаться невероятно лояльной фан-базой, то самое простое при работе над новым материалом – это расслабиться и создать реплику старого и успешного альбома. А можно выбрать другой вариант и записать то, что хочется музыкантам, при этом все равно влюбив поклонников в результат. С Gigaton Pearl Jam пошли по второму, более сложному пути. И преодолели его вполне успешно.
Dance of the Clairvoyants, лид-сингл с альбома, кажется подозрительно напоминающим U2, тот самый альбом, который никто не мог удалить со своего Айфона. После его выхода не покидало опасение, что и весь лонгплей уйдет в это же направление. Но уже следующий сингл Superblood Wolfmoon зарубил эту идею на корню – все то же гранжевое бунтарство и привычные перлджемовские риффы. В таком же ключе написана и первая песня на альбоме Who Ever Said, хотя в ней и прослеживаются синти-поп вкрапления, оказавшиеся на удивление уместными. При всем экспериментаторстве осталось место и для классики: соло Майка МакКриди в Quick Escape по-хорошему похоже на Reach Down Temple of the Dog.
В целом, на Gigaton достаточно энергичных треков, которые заставят плясать и прыгать целые стадионы. Но гораздо интереснее звучат более лиричные песни, сосредоточившиеся ближе к концу альбома. В фан-клубе не утихают споры о том, посвящена ли Comes Then Goes покойному Крису Корнеллу и содержится ли там не самый лицеприятный намек на его вдову Вики. Пока музыканты вслух это не озвучили, да и вряд ли сделают. Даже в первые дни после смерти Криса Веддер оставался максимально сдержан на публике, чего уж ждать сейчас? С музыкальной точки зрения эта песня больше похожа на сольное творчество Эдди, чем на то, что он обычно делает с Pearl Jam. Добавить сюда укулеле – и получается неплохое продолжение саундтрека к фильму В Диких Условиях.
Строчкой выше, в треклисте, значится Buckle Up за авторством Стоуна Госсарда (ему принадлежат и текст, и музыка). Несмотря на то, что она кажется весьма жизнеутверждающей, лирика достаточно мрачная – о больницах, смертях и болезнях. Стоит ли говорить о том, как злободневно это звучит сейчас?
Gigaton вышел очень неоднородным, и в этом его главная прелесть. На него повлияла многолетняя дружба с Нилом Янгом, любовь и уважение к The Who и еще много чего. Pearl Jam всегда славились активной гражданской позицией и часто высказывали недовольство окружающим миром – от политики до изменений климата. В этом случае такие чувства породили дюжину разнокалиберных (и прекрасных в этой разнокалиберности) песен. Итогом стал альбом, который удовлетворил самих музыкантов и, безусловно, заслужит любовь публики.
Тех, кто никогда не причислял себя к фанатам Pearl Jam, Gigaton, возможно, в новую веру не обратит. Зато для тех, кто душой и сердцем болеет за гранж и при этом открыт новому, этот альбом станет лучиком света в этом мрачном мире.
Найдите в себе силы абстрагироваться от парадигмы «гранж = Кобейн», и после прослушивания Gigaton вы поймете, что гранж не умер. Зато он повзрослел, начал интересоваться политикой, уважать блюз и кантри. Словом, из подростка-бунтаря превратился во вполне солидного мужчину с обоснованной точкой зрения на мир.
Хотя из-за всем известных событий тур в поддержку пластинки уже частично перенесен, Эдди и компания нашли способ подбодрить любимых поклонников в нелегкие для всего мира времена – своей музыкой. За что им огромное спасибо!
Катерина Гафт