Культ вещей-фетишей, чья ценность условна и определяется жрецами моды, с поклонением кумирам и лейблам, с сезонными шабашами и постоянными денежными взносами — все это не только рыночный феномен, но и регресс к примитивным религиозным культам.
Гламур женского рода. Женщины олицетворяют гламур, и одновременно они его жертвы. Он взывает к нашей теневой части психики, нуждающейся в обожании и восхищении. Женский невроз — результат недостатка материнской любви и мужского признания. Он характеризуется почти не насыщаемой потребностью в любви. Даже за ее иллюзию человек готов платить самую высокую цену. Конечно, за таким напряжением скрывается неуверенность в своей собственной ценности, стремление скрывать свои истинные потребности, желание сублимировать, а не реализоваться, то есть психологически выживать, а не расцветать и меняться.
Если гламур выбирается в качестве профессии, то это защита от давления бессознательной привязанности к области обожаемого, придание легитимного статуса своей патологической зависимости. Любая патология может стать привлекательной, если у нее благоприятный фасад. Мы видим много людей-марионеток, которые продают свои истории успеха, а на самом деле спиваются от одиночества и потерянности или просто не знают, чем себя занять, после того как сняты макияж и туфли на шпильках. Меня в свое время поразила популярность Эвелины Хромченко — жесткой женщины с претензией на суперженственность. Показательным считаю ее озвучивание героини фильма «Дьявол носит Prada». Вместо голоса чувственной Мерил Стрип — голос убитой, раздавленной женщины, скрежет, а не интонации.
Звезды, жрецы гламура — одиночки, которых характеризует нарциссическая привязанность к себе. Нарциссизм не поддается коррекции. С такими людьми не удается установить глубокую психологическую связь. Они презирают всякого, кто не готов капитулировать перед их очарованием.
КРАСОТА — ФАКТОР УДАЧИ
Действительно, данная от рождения красота — это подарок судьбы. Она дает фору во многих начинаниях. На привлекательных больше обращают внимание. Но красота в силу этого и более уязвима, более подвержена чужим влияниям. Она нуждается в ежедневном уходе. А главное, она чревата психологической зависимостью от своей внешности. Потому что если ядро идентичности можно выразить через «Я — красавица», то потеря красоты, старение сопровождается депрессией, деморализацией, утратой перспективы. Вот почему до сих пор важны идеалы всесторонне развитой личности — из Античности и Возрождения. Они позволяют нам достойно пройти все этапы жизни. Перекос в любую сторону, будь то нужда в обожании или чрезмерная жадность, замораживает и высушивает душу человека. Красивая женщина не столько предмет восхищения, сколько предмет потребления.
ГАРАНТ ДОМИНИРОВАНИЯ
Мы с вами живем в стране, где отношения между людьми строятся по правилам психологической схватки. Мы любим «кидать понты» в виде дорогих вещей, одежды. Судьба гламура в России особая. Он продолжает традицию жлобского чванства и яркого внешнего проявления агрессии скрытых и явных криминальных сообществ, которые мы встречаем и среди политиков, и среди чиновников, и среди телевизионщиков, то есть среди псевдоэлит, если элитой все-таки считать тех, кто приносит реальную пользу своей стране, а не эксплуатирует ее ресурсы в пользу своей семьи или группы. Дресс-код, марки авто — все это сигналы принадлежности к классу. Социальная структура нашего общества продолжает держаться на скрытых сетях и пирамидах (вертикалях) власти. Формальная принадлежность и статус — только прикрытие реальных связей и созависимостей.
ПСИХОЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Личность развивается через осознание своих потребностей, но важно не только обнаружить в себе позыв, нужно найти ему место в своей жизни. Если растить ребенка в депривации (1), он будет испытывать голод, который реализуется при случае. Поэтому не стоит отказываться от того, чтобы попробовать много интересных вещей. Опасно, если это становится манией. Жажда приобретения, шопоголизм, кредитомания — все это проявления массового психоза потребления, который стимулируется рекламой. Гламур тянет целый шлейф индустрии, заинтересованной в активном, безудержном потребителе.
КУЛЬТ УПАКОВКИ
Мы уже знаем, что расходы на упаковку и продвижение составляют 70 — 80 процентов от стоимости вещи. Это дорогое удовольствие.
ТРИУМФ ВИЗУАЛИЗАЦИЙ
Когда мы посмотрим ретроспективно, какие формы коммуникации оказали решающее влияние на формирование сознания поколений, то в XIX веке это была литература, в XX инициативу перехватил кинематограф, а в XXI —Интернет. Постепенно утвердилась власть картинки, комикса, клипа. Глубокие существенные связи перестали интересовать людей. Их интересуют рецепты приготовления и использования, начиная от кухни, заканчивая отношениями с людьми, в том числе со своими детьми. Как автор книг для родителей и представитель старой литературной эпохи, я вынуждена переписывать и форматировать свои тексты как инструкции по воспитанию детей, сопровождая их комиксами, в которых показаны ложные и правильные реакции на детские проказы.
«Как соблазнить...» — один из самых востребованных трендов в популярной психологической литературе. Он целиком обусловлен интересом к взаимному использованию, обоюдным манипуляциям.
(1) Депривация — состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.
Ольга Маховская
http://www.psyh.ru