Певец и композитор Андрей Ковалёв, лидер группы «Пилигрим» – личность разносторонняя. В его творческой биографии огромное количество неожиданных поворотов – он постоянно находится в поиске чего-то нового. Хотя свое призвание он давно нашел. В его репертуаре множество трогательных лирических песен, на которые сняты красивые художественные клипы с участием таких актрис как Памела Андерсон, Олеся Судзиловская, Елена Корикова, Агата Муцениеце, Настасья Самбурская.
Андрей Ковалёв пишет о женщинах и для женщин, поет и воспевает их, как современный трубадур – Певец любви, надежды и веры…
— Андрей, в вашей биографии написано, что вы и поэт, и композитор, и бизнесмен, и певец. А кем вы считаете себя в первую очередь?
— Главное сейчас в моей жизни – это музыка. Я начал заниматься музыкой с четырех лет. И вот сейчас я счастлив потому, что музыка снова вернулась в мою жизнь. Я занимаюсь ею 99 % своего времени. Музыка, написание стихов, текстов песен, а один процент – это все остальное. И благодаря этой определенности с тем, чем хочу заниматься, у меня сейчас в жизни в профессиональном плане полная гармония. Помимо музыки еще люблю на мотоцикле покататься, занимаюсь обстановкой дома, антиквариат собираю – я по одной из профессий художник по интерьеру. И в дом я, конечно, вложил душу, я полгода песни не писал, занимался только домом.
— У вас очень красиво, не дом, а музей, наполненный раритетными вещами. Видела на первом этаже у вас доспехи рыцарей, картины и много всего любопытного.
— Я недавно на аукционе еще два доспеха выиграл – XV и XVI века. Значит еще прибавится интересного, коллекция постоянно пополняется.
— Однако вернемся к творчеству. Изучив ваш репертуар, я заметила, что в своих песнях вы создаете некий архетип женщины-богини, женщины-королевы, женщины-прекрасной Дамы, поэтической незнакомки…
— Я романтик. Для меня женщина – это богиня, которая на пьедестале, которой надо поклоняться. За каждой моей песней стоит какая-то конкретная женщина, конкретный период моей жизни. По песням можно даже восстанавливать время. Период – был в эту влюблен, период – в другую. Сейчас, к сожалению, любви нет, поэтому песни пишутся по каким-то воспоминаниям. Но я надеюсь, что все у меня еще впереди.
— Вообще говорить публично в интервью, что ваше сердце свободно – еще и грамотный пиар ход.
— Ну вы же сами видите, что я честен. Было бы заметно, если бы была какая-то девушка или женщина. Ее присутствие в доме было бы заметно в деталях. А так видно, что у меня здесь холостяцкая берлога.
— Поверю вам на слово. Музыкой, я так понимаю, вы занимаетесь с четырех лет серьезно?
— Да. Ходил в Детскую музыкальную школу имени Дунаевского, класс виолончели окончил. А вот в Мерзляковское училище при Консерватории я собирался поступать по классу контрабаса.
— То есть вы и на контрабасе играть умеете?
— Я бы назвал это словом «умел», сейчас уже, конечно, многое забыл… А тогда у меня была виолончельная техника и длинные пальцы, в первой позиции это очень важно, профессионалы меня поймут. И я был такой перспективный парень.
— Это ваши родители хотели, чтобы вы стали музыкантом?
— Мама хотела. А папа совсем не хотел, считал, что музыка – это несерьезно. Вот если инженер… Это да.
— А папа ваш кто по профессии?
— Военный, а мама – бывшая оперная певица Большого театра. Моим первым институтом был Московский Автодорожный, но я нисколько об этом не жалею, так как все-таки инженерное образование дисциплинирует ум, учит мыслить, запоминать, поэтому считаю, что это было полезно. Кстати, девушкам так просто рекомендую поступать в технические вузы, потому что там в группе на двадцать человек парней – две-три девушки. И шансы выйти замуж гораздо выше.
— Чем на каком-нибудь филологическом или художественном, где девочек значительно больше.
— Хотя, знаете, в моем втором художественном вузе, в Строгановке, ребят было тоже много. Я уже что-то подзабыл, конечно, может мне только казалось так, и у нас девочек тоже было больше…
— Андрей, а как получилось в вашей творческой биографии такое не совсем лирическое отступление – депутатская деятельность от партии «Единая Россия»?
— Да просто. Предложил Юрий Михайлович Лужков стать депутатом. Отказываться, я считаю, было неправильно. И потом я люблю все новое, интересно было попробовать. Но оказалось, что совмещать музыку и политику – это просто физически невозможно. Потому что там заседание, а тебе предлагают концерт в Иркутске. И ты, конечно, вынужден отказываться. Поэтому когда мне предложили на второй срок остаться, то я извинился, поблагодарил за доверие и отказался, сказал, что не могу. Выбрал музыку, о чем нисколько не жалею.
— Помимо того, что вы певец и композитор, инженер и художник по интерьеру, вы еще и стихи пишете. Вижу у вас на столе лежит рукопись…
— Да, это моя четвертая книга стихов, вношу в нее периодически какие-то правки.
— Сами вносите?
— Да. Редакторов уже боюсь, потому что иногда смотрю, перечитываю… И со многим не согласен. Вот так отдаешь редактору, а потом он возвращает, я смотрю – тут слово заменили, там…
— Ну так это же их работа!
— А мне не нравится. Поэтому сейчас какие-то стихотворения из прошлых поэтических сборников («Жемчуга и бархат», «Неба синь», «Тебе одной» — прим.) войдут в четвертую книгу в первоначальном варианте, без редакторской правки.
— Вы пишете по наитию или руководствуясь принципами теории стихосложения?
— По наитию, конечно. Никакой метрики вообще не знаю, забыл давно. В школе проходили еще все эти ямбы, хореи. У меня так: открылся канал из космоса, бум, и прилетело.
— Но стихи вы начали писать довольно-таки поздно. Это было связано с каким-то потрясением, серьезным переживанием?
— Несчастная любовь. Все на этом фоне и развилось: бессонные ночи, стихи, песни. Это, кстати, и спасает. Когда несчастная любовь перерабатывается в песни и стихи, тебе становится легче на душе. А когда совсем все хреново… Вот, например, у моего друга Леши Панина была большая проблема, когда он расстался с любимой женщиной не по своей вине. Переживал очень тяжело, потому что стихи и песни он не пишет, выплеснуть свои чувства в творчество не получается. А мне может быть и легче, потому что у меня эти страдания трансформируются в какие-то другие вещи, в творчество уходят. Это я уже заметил: как у меня несчастная любовь, так пошли песни, стихи и самые лучшие…
— Значит вам нужно чаще влюбляться!
— Да, причем влюбляться так, чтобы меня посылали (смеется). Вот тогда появляются лучшие песни.
— А помимо стихотворений пишете прозу?
— Как раз начал роман, называется «Фейк». Таким образом, рассказав вам в интервью об этом, я сейчас застолбил это название.
— А о чем будет роман?
— Действие романа начинается в конце 60-х – начале 70х годов и, развиваясь, идет до наших дней. Это несколько жизненных историй, несколько сюжетных линий. Одна, главная, по которой я и дал название книге, про одного семьянина, хорошего человека. Как у любого человека, у него бывают какие-то проблемы в семье. И вот как-то его приятель, когда он в очередной раз жалуется ему на какие-то проблемы с женой, показывает ему сайт знакомств и предлагает зарегистрироваться. Герой боится, говорит: «Ну а как же, вдруг жена узнает?!» А приятель ему говорит: «А ты поставишь чужую фотографию, чужое имя, и никто ничего не узнает». И этот примерный семьянин под влиянием своей второй оболочки становится совсем другим человеком.
— Любопытно. «Фейк» вообще хорошее название, коммерческое.
— Мне кажется, оно очень красивое, современное и смысловое такое. Я уже вижу – билборды, моя фотография и надпись «дебютный роман Андрея Ковалева» (смеется).
— Вы пока в самом начале пути?
— Я написал пока пару глав. Все время что-то сбивается, вот сейчас «Перископ» появился, то еще что-то, какие-то насущные дела… Вот такая жизнь!
— Кстати, о приложении «Перископ». Вы там один из самых активных пользователей! Раньше других поняли, что это отличная бесплатная медиаплощадка для пиара?
— А мне он просто нравится. Вот раньше звезды как общались с поклонниками? Ну «Вконтакте», «Фейсбук», «Инстаграм» у них были, где за них сидели пиарщики или администраторы, и отвечали на все вопросы и сообщения. Кстати, я так никогда не делал, потому что как раз люблю Интернет. А «Перископ» — это другое. Тут-то твое лицо должно быть, тут никому не поручишь за тебя сидеть! Поэтому многие звезды там одно видео в неделю выкладывают, а я – с утра до вечера что-нибудь транслирую. Еду, например, в машине, в пробке стою, с народом разговариваю о жизни, рассказываю что-нибудь.
— А реальной жизни постоянное пребывание в виртуальном «Перископе» не мешает?
— Может и мешает, не знаю. Но мне нравится, хотя я и вижу недостатки этого приложения. Его создатели – ребята, кажется, из Австралии – продали его недорого, за сто миллионов долларов...
— Недорого?
— Когда речь шла о продаже того же «Инстаграма», о миллиардах шла речь. А «Перископ» не смогли раскрутить. Поэтому ребята его продали, а «Твиттер» купил идею. Но так как у «Твиттера» огромное количество пользователей, они все автоматом получили себе новую программу «Перископ». И в него одномоментно зашло огромное количество людей, и сразу началась бурная жизнь. А у ребят не получалось раскрутить программу с нуля, не было у них активного роста. А когда нет этого движения, нет и интереса. Я зашел в первый день, мне уже 500 человек написало. На следующий – тысяча. А если бы не «Твиттер», я бы зашел в «Перископ», а там два человека сидят со мной… Ну мы с этими двумя бы пообщались, я вышел бы. На следующий день – три человека. Ну я бы и перестал заходить, потому что интереса нет. Поэтому сейчас создать новый идеальный «Перископ» практически невозможно: либо это надо вложить огромное количество сил и денег в рекламу, или доработать и продать, скажем, например, «Фейсбуку» дешево. А когда «Фейсбук» уже подключит ко всем своим пользователям, это уже будет бомбой. Так что те ребята за 100 млн. просто продали идею короткого прямого видео.
— Андрей, вот вас часто можно увидеть на различных программах об успехе в качестве спикера. В том же «Перископе» вас постоянно спрашивают о том, как стать успешным, как выйти удачно замуж. Даете советы?
— Знаете, ко мне очень часто приходит реклама в «Фейсбуке» – какой-то человек рассказывает, как стать миллионером. Мне смешно, когда я это вижу. Причем он сам-то не миллионер, а только может стать миллионером, приглашая людей на свои лекции. Или как я тут познакомился с одним товарищем на съемках, у него свои курсы «Как выйти замуж за миллионера?». Какой он может дать совет? Откуда он знает, что нужно миллионерам, если он сам бывший участковый? Хороший парень, нашел тему, разводит девушек из провинции, рассказывает им, где, как и зачем… Но откуда он знает, куда ходят олигархи?
— В отличие от вас, знающем об этом, исходя из собственного опыта.
— Конечно. У меня уже есть идея проехать с лекциями «Как выйти замуж за олигарха?» по России. Сделать совмещенную программу – концерт и лекция, двойное выступление. Я же реально знаю то, о чем говорю. Помню, мы сидели на каком-то обсуждении с психологом Аннетой Орловой, у нее есть книга «Поймай его в сети» о том, как девушке правильно создать страничку в социальной сети, чтобы понравиться успешному человеку. Я у нее в прямом эфире спрашиваю: «Аннета, откуда ты знаешь, что нужно этому человеку?» Вот я могу написать такую книгу, а она нет. У нее это все теория.
— Так напишите такую книгу – уверена, она станет бестселлером!
— Надо с ЭКСМО или АСТ поговорить (смеется). Но, как всегда, времени нет. У меня порывы быстрые, легкие, а когда доходит до реального воплощения, то уже сложнее. Надо сидеть, писать, надиктовывать в крайнем случае. Я даже название придумал «Как заколбасить олигарха. Советы начинающим хищницам» (смеется).
— Может быть просто хорошего человека? Зачем девочкам из той же провинции олигарх?
— Как раз все эти девочки хотят себе олигарха. Я тут был на программе «Мужское и Женское», как раз там была девушка, которая утверждала, что хочет замуж только за олигарха. Нашла уже четверых средней упитанности претендентов, кто-то ей там квартиру уже оплачивает… Содержанкой, конечно, отдает это, но это уже ее выбор. Во всяком случае, на эту тему я могу дать какие-то советы. У меня же было несколько программ, посвященных отношениям мужчины и женщины. Без ложной скромности, я считаю себя человеком номер один в этой области.
— Экспертом в области отношений?
— Мой колоссальный личный опыт, потом огромное количество жизненных историй, услышанных мною на подобных программах, дают мне право считать себя таковым. Мои друзья и знакомые часто спрашивают у меня совета, и я реально им помогаю, без шуток. Все заканчивается браками, венцом, а не просто так, разговоры! Так что я могу давать советы. Теоретически в книге надо будет приводить еще и реальные примеры, жизненные ситуации. Или какие-то общие рекомендации – как девушка должна одеваться, как говорить, что писать, как себя вести…
— То есть некий шаблон? В итоге у нас же будет огромное количество одинаковых девушек-болванчиков…
— Ну а что поделать? Пришла мода на узкие штаны – и все будут в узких штанах. Пришла мода на силиконовые губы – все себе их накачали. Что делать, такая страна у нас! Причем как до нас это доходит? Когда на Западе входят в моду расклешенные брюки, то до нас доходят такие, что внизу метр в ширину да еще с лампочками (смеется). Или с губами. Если там делают губы немного пухлые, то у нас… Всем губам губы, чтобы видно было, на что деньги потратили!
— Или с формами также…
— Да, если там третий размер, то у нас говорят: «Давай сразу седьмой!» Что уж там!
— В общем, пишите книгу с актуальным названием «Фейк» — все об одном…
— Пишу. Но реально представляю масштаб работы, на это уйдет несколько лет… Мне же хочется, чтобы это было и содержательно, и нравоучительный аспект был. Чтобы зло было наказано. Чтобы отразились реалии нашего времени... Вот сейчас работаю.
— Андрей, а вам вообще комфортно в нынешней политической и культурной ситуации в стране?
— Я реалист, я понимаю, что ничего изменить не могу. Поэтому я сижу и принимаю мир таким, какой он есть. У меня бывают какие-то эмоциональные всплески, когда я пошел и забросал яйцами посольство Турции и три часа отсидел в кутузке. Это был порыв, мой отец был военным, бывший полковник, и когда убили нашего летчика, это была моя личная трагедия. Я так отнесся, эмоционально. Когда я туда приехал, у посольства никого еще не было.
— Морально стало легче?
— Стало. Причем если бы я хотел себе пиар сделать, я бы позвал бы все каналы, журналистов… Но я никому не звонил, никому ничего не говорил, не звал, не агитировал. На следующий день я приехал еще раз к этому посольству, а там уже поработали наши футбольные фанаты. Я еще удивлялся до этого, что там никого нет, все чистенько-аккуратненько. Но приехали фанаты, все стекла выбили… И вот на следующий день там уже были журналисты, конечно. Поэтому когда канал LifeNEWS меня спросил: «Андрей, интервью дадите?», я с удовольствием и дал, правда, не выдержал, по Эрдогану матом прошелся в прямом эфире. Может, оштрафуют за это, но штраф заплатить будет не жалко.
— Но давайте вернемся от политики к искусству. Недавно вышел мюзикл «Яръ», в котором вы сыграли одну из ролей. Расскажите, пожалуйста, про своего героя и свой актерский опыт?
— Сначала мне предложили роль Стодушного – это промышленник, главный герой, негодяй, в отношениях с женщинами духовно близкий мне человек (смеется). Но начали репетировать и, когда я реально понял, какой объем текста надо выучить, песни-то еще ладно, то… За недели две я пришел к продюсерам и сказал: «Ребята, простите …» А уже где-то в афишах я был заявлен, как главный герой. Но я объяснил, что просто подведу, начну околесицу какую-то нести, если текст забуду…
— А разве суфлеров нет на такие случаи?
— Нет никаких суфлеров! Я еще надеялся телевизор поставить, но потом понял, что там мизансцены разные, в разных местах. Или надо пятьдесят телевизоров ставить, а это физически невозможно, из области фантастики. И создатели мюзикла пошли мне навстречу и дали роль Юровского, сказали, что там роль, где слов поменьше. И я его сыграл. Юровский – это цареубийца, лично убил всех из царской семьи. Герой вроде бы отрицательный, но там есть один такой момент… Можно было бы сыграть, его оправдывая. Он котеночка бездомного подобрал, напоил молоком – трогательный момент. Да и в семье у него ребенок больной был какой-то. То есть может еще и внутри него, моего героя, где-то человеческое было. Но я понял, что эту мразь нужно играть именно мразью – потому и сыграл такого дуболома-мерзоту. Не знаю, правда, насколько мне это удалось.
— А когда будут ближайшие показы?
— В следующем году в Мюзик-холле.
— Вы всегда хотели попробовать себя в качестве актера?
— Да, мне было интересно сыграть, но всегда я считал, что мой уровень – это где-то «кушать подано». Но тут, видишь как, больше роль дали. Посмотрим. Но вроде продюсеры довольны.
— Как вы считаете, отличается ли игра профессионального актера от непрофессионала?
— А мне сложно сказать. Но я вижу, как работает тот же Леша Панин. Он снимался у меня в клипе на «Дорожную» песню памяти Влада Галкина. Я видел, как он играет, и как я… Хотя вроде бы, мы играли двух водителей-дальнобойщиков, что тут особо сложного? Но он играет тоньше, интереснее. Я дубовый такой, а он совсем другой. Я-то актер никакой, а он талантливый. Но все же даже у меня есть какие-то роли… Например, я играл самого себя в трех фильмах. А один телефильм до сих пор ищу. Это был год 1976-ой примерно, мы с группой «Пилигрим» снимались в картине, где в главной роли был Караченцов. Мы играли там музыкантов, а Николай Петрович играл старшеклассника. Причем помню, что нам очень хорошо по тем временам заплатили, рублей сто семьдесят. И я играл там на контрабасе с тремя струнами.. Вот с тех пор нигде не могу этот фильм найти, название его забыл, а в официальных источниках и фильмографии его нет. Жалко.
— Кстати о фильмах. Почти все ваши клипы на такие, например, песни как «Аэропорты», «Забыл», «Моя женщина», «Это не сотрется из памяти» – это по сути всё короткометражные фильмы. Вам не интересно попробовать себя в качестве кинопродюсера?
— Так я пробовал. Около миллиона долларов потерял на двух фильмах... Один из них вообще отличный был фильм – «Кука», режиссера Ярослава Чеважевского. Играли хорошие актеры – Настя Добрынина, Юрий Колокольников, Дина Корзун, Павел Деревянко, Александр Половцев. Мне даже денег не жалко. Я счастлив, что в титрах стоит моя фамилия.
— А почему провалился фильм?
— Провалился, потому что реклама плохая была, да и скорее это фильм для домашнего просмотра, чем для кинотеатра. Поэтому опыт продюсирования был неудачный и больше такого желания не возникает.
— Знаю, что 23 декабря у вас планируется концерт в клубе «Соло» на Рязанском проспекте. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, какую программу вы готовите для своих поклонников?
— Это будет новогодний концерт. В клубе «Соло» я вообще каждый месяц даю концерты: поклонницы просят, а я с удовольствием всегда выступаю. В последнее время я почему-то полюбил маленькие залы. Клуб «Соло» – это небольшой камерный клуб, поэтому можно давать концерты каждый месяц. Но обычно раз в полгода я делаю большие залы типа Крокуса. Но раз в полгода – это огромные перерывы, мои поклонницы хотят со мной видеться чаще, и я с удовольствием иду им навстречу. Тем более песен у меня много, более семиста, поэтому мы всегда делаем новую программу: появляются другие композиции, совсем новые или старые забытые. Вот в последний концерт я спел очень старую песню «Дом» и песню про отца. Мне кажется, зрителям понравилось, хорошо принимали. А в этот раз концерт будет новогодним, значит песен будет больше веселых. Прозвучит новая песня, называется «Новогодние города». Разумеется, будет песенка Деда Мороза.
— Вы предстанете в костюме Деда Мороза?
— Да, конечно. Это традиция. Песенка Деда Мороза исполняется только в костюме Деда Мороза. Какие-то подарки думаю всем, кто придет, подарить. Друзья мои тоже хотят прийти – Леша Панин, Андрей Алексин. Поэтому, надеюсь, весело будет.
— Они будут в качестве приглашенных гостей, которые выступят, или просто как зрители?
— А посмотрим там по обстановке. Андрея Алексина, например, особо не нужно уговаривать спеть, может Леша Панин что-нибудь споет. Катя Лель вроде собиралась. А после устроим какой-нибудь сейшн.
— Знаю, что в следующем году планируется гастрольный тур по России…
— Да, 26 февраля концерт в Ростове, 1 марта в Нижнем Новгороде, потом неделю по городам Нижегородской области. Поздней весной – Питер, Новгород и Псков. Потом – Челябинск, Екатеринбург, Тюмень и так далее потихонечку. С концертами сейчас непросто, времена сложные. Но у меня все, слава Богу, не жалуюсь.
— Это потому что у вас уже есть своя определенная аудитория?
— И она есть. Но у меня и корпоративов много, я просто не гонюсь за гонораром и, кстати, не стесняюсь, озвучивать это. Гонорар у меня небольшой, многие артисты стесняются публично говорить, а я говорю открыто: 150 тысяч рублей под минус и один, 250 – с группой. По сравнению с нашими известными и популярными, когда их заработок исчисляется сотнями тысяч долларов, то, конечно, у меня гонорар скромный. Поэтому концертов много. Я люблю зажигать, мне это нравится, это мое.
— А когда нет концертов?
— Когда нет концертов, это скучно. Но сейчас все артисты знают, что концертов стало меньше, чем раньше. Кризис сказывается, люди тратят больше денег на еду, чем на развлечения, к сожалению. Поэтому я сейчас подумываю, может, сделать тур с какими-то минимальными по цене билетами. Допустим, по 150 рублей. Во Дворцах спорта насобирать много людей, но билеты сделать очень недорогие. Чтобы для людей устроить какой-то праздник за маленькие денежки.
— Сейчас проблемы с продажей билетов повсеместно – на концерты, спектакли, на выставки…
— Это общая проблема. Ситуация в стране непростая. Но, будем надеяться, что начнет расти экономика, и спрос на спектакли и концерты вырастет. Надо только прожить.
Беседовала Екатерина Писарева