Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Глазами ребёнка

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»

Уважаемые родители, а вы находили под своей подушкой любимые игрушки ребёнка? Если да, то вам, как и мне, наверняка интересно, почему они там оказались.

 

Спальня, как только время близится ко сну, с удивительным постоянством наполняется видимыми «следами присутствия» наших трёх маленьких исследователей. По щучьему велению игрушки появляются везде: под подушкой, на одеяле, под одеялом, в изголовье. Сюда стекаются фигурки героев сказок, куклы, детская посуда, машинки, книжки. В последнее время дети начали перетаскивать из детской свои одеяла и подушки, из которых вырастает куча-мала. Каждый раз перед отходом ко сну приходится «заметать» дорогие сердцу «следы»!

Интуитивно я понимаю, что дети через игрушки, то есть через «опредмечивание» себя в них, осваивают пространство дома, а любимые места отмечают, оставляя своих полномочных представителей.

Но невероятные тонкости проделываемой детьми работы по «обживанию» дома помогла мне познать удивительная книга Марии Владимировны Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».

Занятно, как прямо перед самым носом родителей дети ухитряются построить свой собственный тайный детский мир.

 

Он служит им чем-то вроде экологической ниши: дети учатся жить на свете и формируют некоторые ценные навыки, необходимые для входа в мир взрослой жизни.

 

Для ребёнка быть — значит занимать определённое место в этом мире. И для него имеет особую остроту желание установить факт своего бытия.

 

Поэтому забота о собственном месте в доме, тревога и раздражение, которые возникают у ребёнка, когда он видит, что кто-то хочет занять его место, - это есть попытка обеспечить свое существование…

 

Важную функцию в этом смысле выполняют предметы-символы и зоны влияния, с которыми ассоциируется в доме определенный человек. Такими предметами-символами могут выступать для ребёнка собственные тарелочка и кружка. К зонам влияния относятся, к примеру, место за столом и кроватка.

Мы с мужем долго размышляли, какими должны быть кроватки у выросших из колыбелек малышей в общей детской. В итоге пришли к выводу, что они должны быть одинаковыми по конструкции и находиться на одном уровне. Существует мнение психологов, что кровати-чердаки создают психологический дискомфорт для ребёнка, чья кроватка — внизу. Чтобы детки чувствовали себя неповторимыми, одинаковость кроваток решили скомпенсировать разным постельным бельем, индивидуальными покрывалами и интерьерными наклейками по интересам. Например, над Петиной кроваткой красуется ракета, стремительно несущаяся в космическое пространство, а над кроватками девочек — балерины и принцессы.

Итак, знаки присутствия необходимы детям для подтверждения факта своего бытия. Любопытно, что с подобной целью они придумывают игры, намеренно мешаясь при этом взрослым. Предлагаю тихонько подсмотреть за одной из них.

Картина под названием «не пройти, не проехать» довольно распространенная в нашем доме. Мои непоседы практически перестали играть в просторной детской и с энтузиазмом осваивают другие комнаты. В этот раз — коридор. Здесь происходит неимоверная по замыслу и размаху стройка. Из большого пластмассового конструктора на весь периметр имеющегося пространства был воздвигнут совместными усилиями неугомонной маленькой моей троицы магазин игрушек.

Интересная деталь.

Всем покупателям, кому не хватает денег, последние раздаются щедрой Петиной рукой абсолютно даром. Вот так выглядит справедливость в детском миропонимании.

Одновременно с бескорыстной раздачей денег происходит привлечение клиентов. Варя, стоящая за прилавком, бойко зазывает всякого. Ей явно это приносит удовольствие. Мимо не пройдешь! Отоваришься и на все свои, и на все подаренные, не только потому, что магазин - на самом проходе, но и потому что маркетинговая стратегия — на недостижимой для большого мира высоте.

Выражением своей «меры присутствия» в жилище оказались и Катины рисунки на обоях, демонстративно созданные уже почти во всех комнатах. Формированием внутреннего мира личности объясняется Петина страсть к строительству бесчисленных разнообразных домиков. Вспомнился и Егоркин прием утверждения в пространстве, когда он был чуть постарше Пети. Сын распечатывал на принтере придуманные названия комнат и приклеивал на скотч такие таблички на входе. До сих пор на двери его комнаты можно увидеть сбереженную им надпись: «Новогодние котята».

Я часто спрашивала себя, почему в нашу давно любимую игру — прятки мы никак не можем играть по правилам. Когда я считала, дети, как обычно, прятались, кто где: за занавеской, под кроватью, под столом, в ванной. Но когда я начинала искать, и Петя, и Катя, и Варя – никто из них не могли усидеть на месте — обязательно выглядывали при моем появлении. «Зачем вы выглядываете? Так же неинтересно!» — искренне не понимала я.

«Я думал — меня не видно!» — не менее искренне отвечал сыночек.

Вот такая своеобразная забота о маме! На самом деле, дети не выдерживали из психологических соображений, обусловленных их возрастом.

 

Им кажется, что если они стали другим не видны, то таким образом перестали для других существовать. Тогда в душу начинает закрадываться сомнение: есть ли я вообще, — которое дети тут же разрешают для себя, высунувшись через несколько секунд из укрытия, чтобы показаться миру.

М. В. Осорина

 

На примере детских рисунков, выходящих из стадии «каракули», тоже можно узреть, как устроен мир глазами ребёнка.

Я держу в руках рисунок Кати. Из него видно, что дочка в свои три года представляет пространство листа как пространство мира, который должен быть определенным образом организован. Под ногами обязательно должна быть земля, а над головой должно быть небо. Линия земли проведена голубой чертой.

 

Для ребёнка важно, чтобы была реализована в каком-либо виде идея почвы под ногами, опоры, на которой всё держится.

 

Линия неба изображена синей полосой с солнышком в углу. А между небом и землей помещается один единственный персонаж размером на весь лист. По словам дочки — это мама.

 

Пространственная близость или удаленность персонажей друг от друга, соотношение их размеров, особенности геометрических форм, общность цвета и атрибутов и другие параметры рисунка несут смысловую нагрузку. Они служат для выражения душевной близости или отчуждения персонажей рисунка, их значимости или малоценности, отражают их характеры и свойства, о которых хочет заявить маленький автор.

 

Уважаемые родители, рассмотрите внимательно рисунок доченьки или сыночка! Перед вашими глазами — попытка маленького творца смоделировать мир, в котором живет.  И она о многом Вам поведает.

По мнению Марии Владимировны Осориной, многие взрослые не понимают того, что

«ребёнок строит свой рисунок как интеллектуальную модель мира, а не его зримый аналог».

Поэтому она остерегает родителей и преподавателей требовать от малыша «правильного изображения», тем самым лишая детское творчество самостоятельности.

Помимо рисунка существует множество других способов отображения ребёнком своего мировоззрения. Это могут быть игры, танцы, песни, лепка. Таким образом дети стремятся упорядочить свои отношения с непонятным и вместе с тем притягательным миром вокруг. И от нас, взрослых, зависит — в сотрудничестве или в противоречии с обыденностью будет находиться их воображаемое пространство, в котором через любимую игрушку под подушкой мамы они становятся к ней ближе.

Мария Кулыванова

259


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95