Пристальный интерес к воде — это то, что отличает четырехлетнего Петю от старшего брата и сестёр-двойняшек. Он, как никто в нашей семье, является поклонником и одновременно покорителем водной стихии.
Если сын обнаруживает лужу во дворе, то его не оттащишь от неё, как говорится, даже за уши. Откуда ни возьмись в руках появляется палка, и с энтузиазмом первооткрывателя Петя спешит измерить глубину, ширину, форму брызг, силу волн и ещё много чего у притягательного водного объекта.
С одной стороны, я понимала, что рано или поздно Петины ботинки как бы ненароком окажутся в воде. С другой стороны, помня советы Януша Корчака о том, что «несказанно важно делать редкие замечания в виде доброжелательной беседы», а не жестоко «по горячему следу», я продолжала молча наблюдать за его действиями. Но в какой-то момент не выдержала и предупредила, чтобы был осторожнее. Несмотря на замечание, мой водный жук в тот день промочил-таки ноги! Мне стало очевидно, что, увлекшись игрой, сын погрузился в свой воображаемый мир и совершенно забыл, что на ногах ботинки, а вовсе не непромокаемые сапоги-суперскороходы.
Дома Петя подолгу может играть с водой в раковине. Он очень рано научился открывать кран. Для сравнения — старший сын самостоятельно открывал кран ближе к шести годам. Поначалу я воспринимала это долгое взаимодействие с водой, как успокаивающее и умиротворяющее занятие, подобно занятиям с песком или глиной.
Но Петя продолжал меня удивлять. По собственной инициативе сыночек проводил разного рода эксперименты с водой. Время от времени в морозилке появлялась какая-нибудь тара со льдом. Как-то раз я стала свидетельницей, как Петя вытащил из холодильника ледяную фигуру, очень напоминающую ворота. Мы наблюдали, как они медленно таяли под рассудительное комментирование юного исследователя:
Вот ледяная арка была да сплыла. Лёд тает, к сожалению!
Однажды сын аж целый час, словно зачарованный, сидел в ванной и поливал себя из душа.
Петя — всегда первый, когда нужно что-нибудь полить. На даче он с упоением поливал грядки из маленькой леечки и наполнял из шланга бочку с водой. А как же он заразительно наслаждался купанием в речке и в бассейне этим жарким летом! И, конечно же, он очень любит дождик и лужи, в большом количестве остающиеся после него на дорогах.
Заманчивый новый мир для исследования!
То и дело Петя подходит ко мне с вопросами, так или иначе связанными с водой: «Не пора ли поливать цветы?» или «Не надо ли помочь помыть посуду?» Мечта для любой мамы, не правда ли!?
Мне стало любопытно, чем вызвана такая тяга сына ко всему водному. К примеру, девочки (как и Егор в младшем возрасте) тоже играют с удовольствием с водой, но далеко не с такой ярко выраженной заинтересованностью. Знакомство с книгой Марии Владимировны Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» приблизило меня, как мне кажется, к пониманию.
По мнению автора, в этих детских забавах выражаются попытки интуитивно осмыслить и пережить в игровых действиях новые жизненные открытия.
«Водяное царство» – это только один из множества микромиров, который открывает или создает для себя ребёнок».
Из чего я сделала вывод, что вода для Пети словно проводник в его воображаемые миры.
Гораздо чаще, чем взрослые, дети создают встроенные друг в друга пространства разных миров. Они могут внутри чего-то большого увидеть нечто малое, как через волшебное окно пытаются заглянуть в ещё один внутренний мир, который увеличивается на глазах, стоит сосредоточить на нём свое внимание.
М. В. Осорина называет такой феномен субъективной «пульсацией пространства» и определяет его, как «сдвиг точки зрения, который приводит к изменению пространственно-символической системы координат, в рамках которой осмысляет события наблюдатель».
Автор полагает, что для детей в большей степени, чем для взрослых, характерна легкость сдвига точки зрения, приводящая к активизации «пульсации пространства».
У взрослых наоборот: жесткие рамки привычной картины видимого мира, на которую ориентируется взрослый гораздо крепче держат его в своих пределах.
У меня буквально открылись глаза на один Петин вопрос, который может показаться обычным. Он задает его мне все чаще и чаще по мере приближения зимы: «Когда же уже будет снег? Через неделю что ли?» Теперь ясно — сын ждёт не дождётся, когда природа преобразится и откроется волшебная возможность удовлетворить свои исследовательские инстинкты.
Положительной стороной способности ребёнка замечать, наблюдать, переживать, творить разнообразные миры, встроенные в обыденную жизнь, является богатство и глубина его душевного общения с ландшафтом, умение получать в этом контакте максимум личностно важной информации и достигать чувство единения с миром.
Петя — большой фантазёр, соприкасаясь с водой, создает свои «встроенные друг в друга пространства разных миров». В них он выступает «в совершенно новой для себя — властной — роли».
У меня, как у мамы, есть выбор – пустить на самотёк развитие таких способностей или создать условия для того, чтобы сын научился их осознавать и управлять ими.
Мария Кулыванова