Президент всегда входит последним — таков протокол. За секунду до его появления
Всего пять слов. Но эти пять слов заставляют присутствующих прервать разговоры. Тому, кто сидел, велят подняться. Кто держал руки в карманах, повинуясь этому голосу, вытягивает их по швам. Все замирают, и в зале воцаряется напряженная тишина.
Голос принадлежит народному артисту России Евгению Хорошевцеву. Его должность называется так: диктор протокольных мероприятий президента Российской Федерации. В течение восьми лет баритональный бас возвещал появление первого лица с доведенной до автоматизма чеканностью: «Президент России Владимир Владимирович Путин!» Вот этот автоматизм, когда живой голос работает уже на подсознательном уровне, и сыграл с Хорошевцевым не сказать чтобы злую, но забавную шутку. Дело было нынешним летом на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Шла церемония вручения премий за большие заслуги в области энергетики. Дмитрий Медведев должен был выступить с небольшой речью. И в тот момент, когда он выходил на сцену, на весь зал прозвучало: «Президент России Вла… Дмитрий Анатольевич Медведев!» Раздались смешки. Не смог сдержать улыбки и сам президент…
Рефлекс
— Это попало и в телетрансляцию, и газеты потом написали… Над вашей оговоркой смеялась вся страна. Как же вы так?
— Рефлекс. Рефлексы Павлова никто не отменял.
— Вы не обиделись на прессу?
— Честно сказать, не совсем понимаю, почему этот казус доставил журналистам такую радость. Ну, чуть оговорился, с кем не бывает. Нет, все давай писать. «Комсомолка» написала: «Диктору больше не наливать!»
— А там наливали?
— Да, пиво «Балтика»… Но
— Медведев на вас не обиделся?
— Надеюсь, что нет. Во всяком случае мне он ничего не сказал. Да ему и самому стало смешно. Там все хохотнули — и Миллер, и Матвиенко…
— А в администрации президента вам после не устроили «разбор полетов»?
— Нет. Только сказали: «Вот мы и дошутились».
— Дошутились?
— Ну да. В кулуарах Кремля со мной иногда так шутят: «Ты только не назови Медведева Владимиром Владимировичем». Я ж говорю, рефлекс. Очень трудно отвыкнуть. Я первые разы все время читал по бумажке, чтобы, не дай бог, не ошибиться. Хотя, казалось бы, ну что там запоминать —
В Кремле вне штата
— Этот текст из пяти слов, который вы произносите, он
— А как же!
— Почему «президент России», а не «президент Российской Федерации»?
— Если посмотреть в Конституцию, то мы увидим: «Российская Федерация — Россия». То есть можно и так, и так. Но когда встреча с военными, добавляют: «Верховный главнокомандующий Вооруженными силами России…»
— Перед выходом президента где вы находитесь?
— В зале. Там же, где все.
— А где микрофон?
— Микрофон рядом со мной, на стоечке.
— Дверь, из которой должен выйти президент, плотно закрыта. Как же вы узнаете, что пора объявлять?
— Она закрыта неплотно. В ней оставлена щелочка. В эту щелочку я смотрю.
— Вы видите, что президент приближается к створу дверей, и в этот момент произносите свой текст?
— Нет, жду команды. Ведь мало ли что. Вдруг он у двери с
— А кто дает команду объявлять?
— Шеф протокола. Марина Валентиновна Ентальцева.
— Она — ваш непосредственный начальник?
— Да. Хотя в штате президентской администрации я не состою. Мне шестьдесят пять лет скоро исполнится. А состоять на госслужбе можно в возрасте не старше шестидесяти. Поэтому я работаю по договору.
— На каких условиях?
— Без комментариев.
— У вас имеется кремлевское удостоверение?
— Пока нет, но скоро будет. Обещали.
— Как же вы в Кремль проходите? Неужели всякий раз пропуск заказываете?
— У меня есть удостоверение Государственного Кремлевского дворца. По нему можно пройти на территорию Кремля.
— А дальше как? Вам ведь внутрь надо.
— Мне выдаются для этого специальные временные пропуска.
— И давно вы в роли диктора протокольных мероприятий?
— С первой инаугурации Путина. Позвонили, сказали: «Предлагаем вам провести инаугурацию».
— Речь шла о разовом мероприятии?
— О разовом. А сейчас — вручение орденов и медалей, вручение верительных грамот, подписание договоров с иностранцами… Плюс многие встречи, которые происходят на выездах. Словом, всюду, где нужно объявлять.
— Включая загранвизиты?
— Нет. Там у них свой протокол. Еще бывают торжественные обеды или ужины, которые устраивает президент России по случаю официальных визитов глав разных стран в Москву. И нужно объявить всех приглашенных официальных лиц двух стран, кто подходит к двум президентам — нашему и, допустим, германскому. Объявляешь: «Председатель правления Открытого акционерного общества „Газпром“ Алексей Борисович Миллер». Или: «Заместитель председателя правительства — министр финансов России Алексей Леонидович Кудрин». Там целый список. Читаешь, пока они идут, здороваются… Вот такая работа.
— Она накладывает на вас
— Никаких. Абсолютно.
— Когда вы требуетесь, вас вызывают?
— Именно так.
— Вы не можете, не спросив разрешения, отлучиться из Москвы,
— Я могу уехать, если на ближайшее время никаких протокольных мероприятий не запланировано.
— А вдруг что-нибудь экстренное?
— На экстренный случай есть мой коллега Евгений Кочергин. Он
«Я президенту вопросов не задаю»
— Вы лично знакомы с Путиным и Медведевым?
— Конечно. С Медведевым я познакомился еще тогда, когда он был заместителем главы администрации.
— А беседовать с тем и другим вам приходилось?
— Беседовать — нет. Я президенту вопросов не задаю, в разговор, если не просят, не вступаю. Мы здороваемся — и все.
— Когда вы объявляете выход главы государства, вам позволено интонационно варьировать текст или тут тоже жесткий стандарт?
— В выборе интонации я абсолютно свободен. Если встреча с военными, я говорю очень твердо, отрывисто: «Президент России… Верховный главнокомандующий… Дмитрий… Анатольевич… Медведев!» Но на официальном обеде, где все сидят, я то же самое скажу мягче. Или, допустим, президент встречается с молодежью…
— Тут надо теплее?
— Конечно, теплее. Чего
Говорит и показывает Красная площадь
— А как вас нашли? Откуда в Кремле узнали, что вы обладаете таким голосом?
— Мой голос давно на слуху. С
— Ну, хорошо, а
— Очень просто. Когда по радио шли репортажи с Красной площади о демонстрации трудящихся, ЮрБор (так ласково все дикторы называли Левитана) с Ольгой Сергеевной Высоцкой комментировали происходящее на площади из студии в ГУМе. Но в это же время для демонстрантов шла фонограмма с маршами и песнями, где они на маршах читали призывы и лозунги. Я записывал их голоса, а потом мы подкладывали музыку. В общем, я делал музыкально-текстовое оформление. Запись проходила в Доме звукозаписи на улице Качалова. И вот однажды я позволил себе сделать замечание: «Юрий Борисович, мне кажется, в этом месте вы напрасно паузу сделали. Это ведь одна мысль, а вы ее чуть-чуть разорвали, давайте попробуем соединить». Он говорит: «Ты меня все учишь, учишь.
— Но он же не мог доверить вам микрофон. Кому вещать на Красной площади — это, сами понимаете, было не его дело.
— Разумеется. Я сразу сказал: «Вы шутите, Юрий Борисович? Дикторов, ведущих демонстрации, МГК партии утверждает». Он говорит: «За это не волнуйся». И устроил мне прослушивание. Собрались большие партийные начальники, ответственные за это дело, и Левитан сказал: «Вот есть актер с хорошим голосом, давайте его послушаем, может быть, он нам подойдет». Они послушали и сказали: «А что, голос молодой, звонкий… Давайте в пару к вам». И утвердили. С тех пор мы с ним вместе и работали. До самой его смерти. Он умер в 1983 году, 4 августа. Накануне, в последних числах июля, мы с ним встречались, записывали сводки Совинформбюро для музея в Германии. Кое-что не успели записать, договорились встретиться после отпуска и завершить работу. Я уехал на юг, первые дни не смотрел телевизор, не читал газет. И вот утречком лежу на пляже, вдруг
Правильное дыхание
— У вас актерское образование?
— Да. Я увлекся театром, когда мне девять лет было. Начинал в ДК имени Зуева. Там была молодежная театральная студия. Руководил ею Владимир Владимирович Книппер, племянник Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. И он решил при студии создать детский сатирический театр «Еж». Стал набирать ребят из соседних школ, а я жил на Лесной улице, рядышком. Меня взяли, и я играл там все главные роли. А когда мне исполнилось шестнадцать лет, Книппер привел меня к Наталье Ильиничне Сац. Она только что вернулась из горьковской ссылки и была художественным руководителем детского отдела Всероссийского гастрольно-концертного объединения, переименованного позже в Москонцерт. Привел и говорит: «Наталья Ильинична, я очень хочу, чтобы вы послушали этого мальчика». Она командует: «Мальчик, читай!» Я прочитал. Она говорит: «Я беру его». И взяла меня в детский отдел. В моей трудовой книжке так и записано: «Артист детского отдела». То есть даже образования не было, а уже артист.
— Актерское образование вы все-таки получили или нет?
— Получил. Там же, у Натальи Ильиничны Сац. Она захотела создать Детский музыкальный театр — тот самый, впоследствии знаменитый. И ей нужны были молодые кадры. Так появилась студия, где мы занимались актерским мастерством, сценической речью, вокалом… У нас были также классический танец, характерный танец, фортепьяно… В этой студии мне поставили правильное дыхание и поставили голос. А высшее образование у меня — режиссерское. Я окончил ГИТИС. На курсе со мной учились Женя Петросян, Гена Белов, Вадик Мулерман, а на параллельном — Алла Борисовна. Всю жизнь я работал на радио. Мне выпало счастье делать радиопостановки с Анатолием Эфросом, Саввой Кулишом, Станиславом Любшиным, Анатолием Васильевым, Алексеем Баталовым… Когда упразднили Всесоюзное радио, я оказался на «
— Актерская карьера не сложилась?
— Да как сказать… Чуть-чуть снимался в кино. На телевидении тоже были
«Я и сейчас заикаюсь»
— Это правда, что вы в детстве заикались?
— А я и сейчас заикаюсь. Немножко. Никуда это не делось. Но научился говорить плавно, не торопясь. Когда же начинаю волноваться, не могу ни слова произнести. Я знаю, на какие буквы у меня иной раз случается запинка. На «с», на «п», еще на некоторые… Поэтому приходится постоянно себя контролировать. Появились
— Голосу Левитана внимала вся страна. И не было в ней человека, не знавшего, кому этот голос принадлежит. Этот голос имел имя и фамилию. А ваш? Услышав его, многие ли могут воскликнуть: «О, да это же Евгений Хорошевцев!»?
— Мой голос наверняка известен многим, а вот имя — едва ли. У меня все же не тот успех, какой был у Левитана. Пока не тот. Так что есть к чему стремиться.
Встреча с Брежневым на Мавзолее
Дело было в конце
Российская неделя