Я сталкивалась с ситуацией, когда все восхищаются твоим произведением, дважды. Когда моему первому ребенку исполнилось полтора года, и позже, когда второй малышке стукнуло два.
Опытным путём я выяснила, что это самый милый возраст для всех малышей, и мои — не были исключением. Поэтому я вовсю принимала комплименты насчёт их красоты и сообразительности — естественно, на свой счёт!
Комплименты были, конечно, своеобразными и в основном состояли из нечленораздельных звуков типа «пупупу-сюсю-боземой». И лишь один меня весьма удивил и заставил задуматься.
— Ира, — сказала мне подруга, — у тебя такая прекрасная дочь! Не смей портить её образованием. Для девушек интеллект — это лишнее.
Я всю жизнь считала интеллект преимуществом. Хотя, положа руку на сердце, минусов у него предостаточно: эмпатия, тонкая душевная организация, восприятие этого мира больше и шире, чем он кажется преобладающей части его обитателей, и вот это всё чрезвычайно усложняют жизнь.
Интеллект вовсе не гарантирует ни хорошую должность, ни успех в бизнесе, ни достойное положение в обществе... Почему-то топ-менеджерами становятся люди с куда более простой внутренней организацией. Интеллект не гарантирует успешный брак. Интеллект не относится к тем качествам, которые необходимо прокачать, чтобы быть функциональной ячейкой общества и качественным винтиком в системе.
Однозначно, мир казался бы иным, будь я немножечко глупее и проще. И вот вопрос, стоит ли снимать розовые очки глупости ребёнку, зная последствия такого выбора?
Уверена, моя мама об этом не задумывалась, когда отдавала меня в музыкальную школу. Впрочем, она совсем не собиралась этого делать (ведь когда-то сама её окончила и, как и все выпускники музыкалки, с содроганием вспоминала ненавистные гаммы. Такого точно ребёнку не пожелаешь). Всё решила судьба. В лице работника детского сада.
Однажды, когда мама забирала меня оттуда после работы, учительница музыки сказала ей:
«Вы знаете, у Вашей дочери идеальный слух. Вы просто обязаны отдать её в музыкальную школу. Кстати, там сегодня идёт набор. Идите сейчас туда, попробуйте. Мы как раз с Ирочкой разучили песенку про зайчиков».
Как ни странно, я помню этот момент. Как мы три раза спели абсолютно дебильную детскую песенку в актовом зале, сделали какие-то упражнения. Потом шли по весенней дороге пешком к самому красивому зданию города — музыкальной школе. Потом долго ждали в очереди. И вот... Я, пятилетняя кроха, прохожу в огромном кабинете прямо в центр, к роялю. Передо мной приемная комиссия — человек десять-двенадцать, не меньше, во главе с директором школы. В углу тихо сидит мама.
Сначала нужно было выполнить задания — угадать, сколько нот на рояле играет педагог, потом пропеть их и дальше в том же духе. Как-то быстро я справилась со всем, и мы перешли к исполнению песни.
Помню, смотрю я в этот момент на маму. Она шепчет: «Я спою вам песенку про зайчиков. Про заааайчииикооов».
А дальше гордо обвожу взглядом комиссию и изрекаю: «Я спою вам песню «Миленький ты мой!»
И начинаю греметь на весь зал нараспев известную народную композицию. Я полюбила её сразу, как услышала, за яркий налёт феминизма в последнем хулиганском куплете, где отверженная исполнительница после безуспешных попыток допроситься милого, чтобы тот взял её с собой, наконец, изрекает: «Миленький ты мой, ну и черт с тобой! Там в краю далеком есть у меня другой...». Его я тоже, конечно же, спела. Хихикающая комиссия не прервала меня, дослушав до самого конца, пока мама, красная как рак, медленно сползала со своего стульчика в углу.
Не знаю, что мной тогда руководило — вряд ли интеллект, скорее характер. Нас поблагодарили и отправили восвояси. А потом меня пригласили учиться. И вот этот момент, я считаю, официально положил начало «горю от ума».
КАК СВЯЗАНЫ МУЗЫКА И ИНТЕЛЛЕКТ
Татьяна Черниговская. «Викимедиа»
При чём же тут музыка, когда речь идет об интеллекте? Здесь, чтобы подтвердить свои измышления, предлагаю перейти от лирики к сухой теории. Дело в том, что музыка действительно развивает мозг, создавая новые совершенно особенные связи между нейронами.
Это не я придумала, нет. Так говорит ещё одна умная, обремененная интеллектом женщина — Татьяна Владимировна Черниговская, советский и российский учёный в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания.
Я могу слушать её бесконечно! Умная, харизматичная, с неподражаемым чувством юмора и способностью объяснить сложнейшие вещи простым языком. Каждая её лекция — просто мелодия! Не удивительно, что слушая её, мозг начинает работать лучше!
Кстати, Черниговская знает всё о том, как наш мозг работает — как он устроен, как обрабатывает информацию, как создаются мысли.
Именно она сравнила сложные музыкальные произведения с гимнастикой для нейронов: слушаешь Баха или Моцарта — и твой мозг становится гибче, умнее. «Когда вы слушаете сложную музыку, ваш мозг тренируется. Как будто он идёт в спортзал — но вместо штанги у него музыкальные произведения,» — говорит Черниговская.
Удивительно, но музыка, рождения эмоциями и эмоции вызывающая, помогает соединять эфемерное эмоциональное мышление с логическим. «Музыка — это язык, который понимает мозг», — сказала Татьяна Владимировна в одном из интервью.
Мы чувствуем музыку душой. Ну или как минимум лимбической системой — самой «древней» частью нашего мозга, которая отвечает за эмоции, память и базовые инстинкты. Это именно та часть мозга, которая заставляет нас ощущать грусть от медленной мелодии или радость от яркого ритма.
Музыка буквально обходит рациональную часть мозга (кортекс) и сразу воздействует на наши эмоции. Это объясняет, почему даже без слов музыка способна рассказывать истории, вызывать слёзы или эйфорию.
ЗАЧЕМ УЧИТЬ МУЗЫКЕ?
А теперь представьте себе трёх детей. Одного с детства учили только считать. Другого — считать и различать цвета. А третьего — считать, различать цвета, а ещё и... эмоции! Чей мир будет ярче и богаче?
Недаром в дореволюционной России музыка непременно входила в образовательную программу высшего общества! Дворянское сословие получало образование, которое включало в себя музыку, танцы и иностранные языки. Причин для этого было несколько:
1. Культурное превосходство. Музыка и танцы считались важнейшими элементами европейской культуры, а Россия ориентировалась на западные стандарты в эпоху Петра I и далее. Умение играть на музыкальных инструментах или танцевать демонстрировало образованность и тонкий вкус.
2. Социальный статус. Знать была обязана блистать на балах, приёмах и концертах. Умение музицировать или поддержать разговор о композиторах (чаще всего западноевропейских) показывало принадлежность к элите.
3. Эмоциональное воспитание. Музыка и искусство рассматривались как средство развить душу, воспитать нравственные и эстетические чувства. Например, игра на фортепиано или скрипке формировала дисциплину, усидчивость, внимательность.
4. Коммуникативные навыки. Танцы, такие как полонез или вальс, не только развивали координацию, но и помогали налаживать связи в обществе. Это были своего рода инструменты нетворкинга.
И здесь важно отметить, что музыка воздействуя на лимбическую систему, как мы уже говорили раньше, помогает регулировать эмоции и создавать возможность для глубокого самовыражения. Вот почему музыка так высоко ценилась как часть классического воспитания.
Умение музицировать было не просто прихотью, а почти «инструментом влияния» в высшем обществе.
Сегодня, конечно, полонез нам со связями мало поможет, но вот логическое мышление и даже математику вполне можно подтянуть, играя на музыкальных инструментах.
В общем, если вы решите заняться музыкой, или отдать своих детей на это, на первый взгляд, невинное занятие, задумайтесь: а надо ли оно? Ведь эмпатия, интеллект, широкий кругозор — не шпильки. Они не пропадут и не потеряются. А вот от какой музыки стоит отказаться, чтобы ненароком не поумнеть, я расскажу уже в следующий раз.
Ирина Бункина