В ходе работы над альбомом «Горизонт событий» у группы «Би-2» появился именитый зарубежный союзник. Им стал крайне востребованный американский певец и сочинитель песен Джон Грант. Время для сотрудничества с «Би-2» он нашел в своем графике где-то между записью с группой Elbow и подготовкой к участию в трибьют-концерте в честь Скотта Уокера в Royal Albert Hall. Джон Грант записал с «Би-2» две песни, снялся в клипе на одну из них, «Виски», и приехал в Россию открывать концерты группы в Москве и в Санкт-Петербурге (здесь презентация «Горизонта событий» состоится 2 декабря).
Это не первый случай, когда большой западный артист записывает дуэт с российскими коллегами и снимает с ними видео, но «легионер» впервые играет с ними концерты, а главное — впервые поет по-русски. Это важная часть истории Джона Гранта — он 25 лет изучает русский язык. Когда общаешься с ним, становится стыдно. Половину того, что он знает о русской грамматике, многие из нас забыли сразу, как только получили аттестат о среднем образовании.
Аккомпанирующий состав для Джона Гранта собрали в России — везти его англо-американский бэнд было бы дороже и сложнее. С господином Грантом сыграли первосортные музыканты, в числе которых один из лучших гитаристов страны Дмитрий Павлов и многопрофильный барабанщик Александр Зингер. Звук свежесобранной группы был не идеальным, все же акустика хоккейных арен требует особой подготовки, хватило бы времени на саундчек для хедлайнера. Однако главное поклонники «Би-2» услышали. Голос Джона Гранта прозвучал во всей красе. Похоже, теперь, после нескольких менее масштабных выступлений и большого сета с «Би-2», у него в России появились настоящие поклонники.
Основой сценографии «Би-2» в новой программе стал гибкий и подвижный экран, который то нависал над сценой, как арка парковой эстрады, то становился чем-то вроде очков виртуальной реальности, то превращался в лобовое стекло звездолета. «Горизонт событий» — термин, который многие узнали из фильма «Интерстеллар». Это точка, в которой время замедляется до полной остановки.
Группа исполнила альбом практически целиком, оставив за бортом многие «боевики» из других программ. Это был тот случай, когда именно концертное исполнение песен заостряет внимание слушателя на определенных, важных для группы номерах.
В сегодняшней реальности аудитория составляет впечатление о группе по синглам. Но вот песня «Родина», завершавшая основную часть шоу, хоть на радио и не звучит, но после концерта показалась автору этих строк центральным номером альбома. Составляя своего рода пару с ироничной песней «Виски», она во многом отвечает на вопрос о принадлежности к месту, который часто задают космополитам из «Би-2». «Окруженное кольцом гаражей, высится бетонное яйцо Фаберже. Птица счастья постоянно требует жертв»,— поет Лева Би-2. Люди, живущие на несколько стран, тщательно оберегающие личную жизнь и избегающие политических комментариев, «Би-2» тем не менее, конечно, плоть от плоти постсоветского пространства, и никуда им не сбежать ни от брошенного в поле вагона, ни от «песен соловьев», ни от «фотографий берез».
После паузы «Би-2» вернулись на сцену со старой песней «Сердце». Лева Би-2 исполнил ее, стоя прямо в толпе зрителей, и это выглядело как лучшие выходы Боно или Ника Кейва к своим поклонникам. За ней последовали гимн «Полковнику никто не пишет» и «Серебро», сыгранное лишь под аккомпанемент акустических гитар и спетое 14-тысячным хором. Новый рубеж взят. На очереди, вероятно, СК «Олимпийский».
Борис Барабанов