В пятницу группа российских депутатов внесла в Госдуму законопроект об отмене Единого государственного экзамена. Один из авторов документа, замглавы комитета по образованию и науке Борис Чернышов, объяснил, что с самого начала суть ЕГЭ состояла не в обучении, а в «дрессировке» школьников, поэтому его нужно срочно упразднить и вернуться к традиционным экзаменам.
Напомним, что споры о целесообразности Единого государственного экзамена ведутся с момента его введения. В Думу не раз поступали законопроекты по отмене ЕГЭ, однако все они были отклонены. Есть ли смысл в наши дни после значительных модернизаций отказываться от Единого экзамена, мы выяснили у руководителя федеральной группы разработчиков экзаменационных КИМов по математике Ивана Ященко — сторонника ЕГЭ, и первого зампреда Комитета по образованию и науке Олега Смолина — одного из главных противников Единого госэкзамена.
Иван Ященко: «Вопрос о том, стоит ли отменять ЕГЭ, лучше всего задавать ребятам, которые учатся и живут далеко за пределами МКАД. При разговоре со школьниками из отдаленных поселений Якутска или Сибири любой человек, ратующий за отмену Единого экзамена, поймет, что пытается лишить этих детей возможности поступить в московские вузы и вузы других крупных городов. ЕГЭ — это возможность поступать в ведущие вузы страны для ребят из регионов. Для этого им не нужно заниматься со специальными репетиторами, готовящими в конкретный вуз, как раньше, а достаточно просто хорошо изучать школьную программу и повторить материал со своими учителями. После 2013 года, когда удалось справиться с утечками заданий по ЕГЭ, высокие результаты имеют действительно способные дети, которые учатся лучше других. Единый экзамен по математике сейчас разделен на два уровня — базовый и профильный, это вообще очень удобно для подготовки и сдачи экзамена в зависимости от выбранного для поступления вуза и факультета».
Олег Смолин: «Мое мнение, что ЕГЭ должен быть приговорен к высшей мере модернизации, в том числе его нужно сделать не обязательным, а добровольным. В целом Единый экзамен принес России значительно больше вреда, чем пользы. Защитники ЕГЭ аргументируют его пользу тем, что он дает возможность поступать в вузы крупных городов ребятам из регионов. Но тут есть другая сторона медали: после обучения большинство талантливых молодых людей не возвращаются в родные регионы, а уезжают на работу за границу. Конечно, нельзя полностью взваливать все вину за утечку российских мозгов на ЕГЭ, но тем не менее он ее ускоряет. В целом благодаря нашей многолетней борьбе Единый экзамен был значительно модернизирован, поэтому при дальнейшем совершенствовании он может быть сохранен в добровольном виде для групп школьников, которым он действительно необходим. Такая система уже существовала в России с 2001 по 2008 год и сейчас действует в Крыму. В соответствии с ней выпускники могут выбирать форму сдачи итоговых школьных экзаменов и вступительных экзаменов в вуз — в виде ЕГЭ или традиционных испытаний».