Я окончательно убедилась, что классика формирует сознание людей и стереотипы поведения. У людей начитанных и любопытных – конечно. Хотя и коллективное бессознательное, вроде сказок и мультфильмов, никто не отменял.
Мне часто говорят, что мои представления о жизни крайне разнятся с происходящим. Честь и достоинство нынче не актуальны, рыцари ушли в века вместе с драконами, и оставаться принцессой в мире менеджеров, программистов и бизнесменов – задача не из лёгких.
Но даже если не брать в расчёт детские фантазии и романы рыцарского периода, то на ум приходит время русской классики. Что там у нас в школьной программе? Пройдусь по любимым.
Начну со сладкого. Несчастная любовь. Любовь, которой нет места в светском обществе. В голове сразу возникает последняя строчка «Дома с мезонином»: «Мисюсь, где ты?». Люди, созданные друг для друга в русской классике, не остаются вместе.
Их отношения не получают развития. Причины тому всегда разные: гордыня, внешние обстоятельства, предрассудки или мнение света. Но даже в моменты, когда кажется, что счастливый исход возможен, русские писатели уничтожают мечты. Герои умирают, уезжают, уходят в монастырь...
Татьяна Ларина другому отдана и век останется ему верна, сколько раз мы бы ни перечитали этот роман в стихах.
Печорин не поедет вслед за Верой ещё раз, как только остынет его пыл и чувства отойдут на второй план.
Ася не вернётся и не встретится с влюблённым в неё мужчиной.
Болконский не воскреснет, а Бельтов не вернётся на Родину.
Все красивые истории любви красивы своей сложностью и недостижимостью, наличием препятствий и неодобрением со стороны.
Как романтический герой противостоял всему миру, так любовь в русской классике противостоит свету и идет против норм морали. Стоит лишь упомянуть об «Анне Карениной», а про бунинские буйства чувств и добавить нечего. Однако любовь, сбывшаяся или нет, всегда заканчивается расставанием или разочарованием. Пожалуй, один из немногих счастливых исходов – это Литвинов, умоляющий Татьяну о прощении.
Таковы традиции жанра. Плохи ли они? Едва ли. Жизнь так же несправедлива, как и авторы, решившие судьбу своих героев. А может это как раз и есть справедливость и редкостная удача. Кто знает, что стало бы с этой любовью, соприкоснись она с бытом и обыденностью.
Русская классика заставляет верить в то, что сумасшедшая любовь, безграничная любовь и вечная любовь всегда несбыточны. Её все хотят испытать, но удержать такую, по традиции, едва ли возможно.
Планка уже установлена. На меньшее соглашаться как-то не хочется. И в каждом мужчине ты пытаешься найти сложность Печорина и наивность Пьера, холодность Болконского и заносчивость Онегина. Просто потому что иначе не интересно. А потом ты пытаешься удержать их, сделать то, что не вышло ни у одного из героев. Но загвоздка в том, что гринёвы, ростовы или печорины в наше время – большая редкость.
Да и я – не тургеневская барышня.
Полина Острижная