Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Гришковец наливает пиво

Театр «Школа современной пьесы» открывает сезон

Одним из первых в Москве театр «Школа современной пьесы» открывает новый сезон. Он будет 28-м по счету — возраст для театра достаточно солидный. О том, какие «свежие струи» будут бить в «ШСП» в новом сезоне и как они будут сочетаться с традиционными формами, сложившимися в этом необычном театре, принципиально избегающем классических пьес и строящем свой репертуар исключительно на актуальной драматургии, рассказывает создатель и худрук «Школы» Иосиф Райхельгауз.

Гришковец наливает пиво
Фото: пресслужба театра
 

— Некоторые театроведы считают, что театр живет 25–30 лет. А затем исчерпывается и угасает. И нужны новые силы, импульсы, люди, иногда даже новое название, чтобы на старом месте забила свежая творческая струя. Это так?

— Мне всякие шаблоны не по душе, но тем не менее понятие «театр-семья», на мой взгляд, соответствует истине. Были труппы, возглавляемые великими режиссерами — Товстоноговым, Любимовым, Эфросом. Созданные ими театры умерли вместе с ними. Потому что, к сожалению, у них не было учеников. Наш театр почти с первого дня его возникновения существует в согласии и единстве с театральной школой: вот уже четыре мастерских выпущено за годы работы «Школы современной пьесы». Сегодня мне пока еще жалко «отдавать» театр, но уже есть несколько моих учеников, которые не просто успешно работают в провинции и в Москве, но даже возглавляют серьезные российские театры. По меньшей мере четырем молодым режиссерам я бы смело передал театр. Это и есть панацея от старости: преемственность поколений. Как и в семье: умирает и исчезает семья, в которой нет наследников. Семья, в которой наследники есть, образует династию. Могу с гордостью сказать, что выпускники нашей мастерской ГИТИСа, в которой помимо меня преподают артисты и режиссеры «ШСП», в качестве дипломных работ предпочитают пьесы современных драматургов. А это значит, что они принимают и развивают эстетику «Школы современной пьесы», которая основана на новой драматургии. При такой ситуации ничего страшного в 28 годах нет. И более того, мы открыты не только для нашей мастерской — для выпускника любого курса, любого театрального вуза, для любого молодого артиста, режиссера, художника, драматурга-дебютанта, которому есть что предъявить, всегда открыты двери нашего театра.

— В прошлом году мы простились с Альбертом Филозовым — это невосполнимая утрата. Он был занят практически во всех спектаклях вашего театра. Что будет с репертуаром?

— Уход Филозова — огромный удар. Альберт Леонидович был одним из создателей театра: формировал эстетику, методы работы. Он ведь пришел в театр уже опытным мастером. Но это не только психологическая потеря, это и травма рабочая. Филозов везде играл в одном составе. Я благодарен артистам, которые пришли на помощь. Очень достойно и талантливо в двух спектаклях Филозова заменил Владимир Шульга — в «Русском варенье» и акунинской «Чайке». Завтра как раз мы открываемся спектаклем «Борис Акунин. Чайка». Зову всех посмотреть, как работает Шульга — это настоящее художественное явление. Благодарен Алексею Петренко, который уже сыграл в спектакле «Дом». Он более 20 лет не выходил на сцену театра после того, как перестал играть у нас «А чой-то ты во фраке?». И я надеюсь, что он сыграет и в других спектаклях. В «Последнем ацтеке» очень интересно репетирует Леонид Якубович. Но, конечно, нам еще долго придется «зализывать раны» после кончины Альберта Леонидовича.

— А что же теперь с «Шинелью»? Ведь роль Башмачкина тоже должен был играть Филозов?

— Авторы — Вадим Жук и Максим Дунаевский — писали эту роль для Филозова. Под эту версию проделана огромная работа с Дмитрием Хоронько, с музыкантами. Сейчас этот проект пока приостановлен. Но мы ищем новое решение и посвятим этот спектакль памяти Филозова.

— «Школа современной пьесы» явилась «пионером» актерской импровизации. Один из спектаклей в жанре «своими словами» — «Звездная болезнь» — стал даже в свое время лауреатом премии газеты «Московский комсомолец». Вы продолжаете эту историю?

— В этой же технологии готовится к выпуску новый спектакль «Пока наливается пиво». Новость в том, что Евгений Гришковец, придумавший сюжеты для импровизаций, сам будет играть главную роль бармена (действие происходит в баре). Наши актеры сыграют несколько импровизационных новелл. Зрителей ждет неожиданный ход — мы сделаем нечто, что прямо соответствует названию «Школа современной пьесы». Но — обойдемся без спойлеров. Приходите на премьеру 18 сентября и все увидите.

— Какие новые имена появятся на афише?

— Наша программа «Класс молодой режиссуры» и конкурс «Действующие лица» ежегодно поставляют нам новых героев. В этом году Никита Бетехтин, ученик Леонида Хейфеца, выиграл конкурс на постановку в рамках этой программы. Его спектакль Prank по пьесе Виктора Алексеева будет весьма необычным — и по содержанию, и по режиссерскому решению, и даже по выбору сценического пространства. Но опять-таки не буду выдавать все секреты: премьера уже скоро — 18 октября.

— В театре служат интереснейшие артисты — Ирина Алферова, Александр Галибин, Татьяна Веденеева, Владимир Качан, Елена Санаева. Будут ли у них новые роли?

— Мы отлично понимаем, что у нас в труппе настоящие алмазы. Есть в «портфеле» отличная пьеса «Позвоночница» Владимира Жеребцова. Там много персонажей, в которых могли бы по-новому раскрыться наши замечательные артисты. Например, Ирина Алферова и Владимир Качан. Сейчас решаем вопрос о постановщике.

— Ну и самый главный вопрос: как дела с реконструкцией здания на Трубной площади? В прошлом году речь шла о том, что ваше временное помещение на Тишинке вскоре надо будет освобождать. Где же будет работать театр?

— Вроде бы, когда мы говорим с нашими начальниками, создается впечатление, что все идет по плану, «по регламенту». Конечно, если бы кто-то хотел, как когда-то Лужков, чтобы театры строились и открывались, то театр был бы построен и открыт. Очень не хватает кого-то, кто бы этого хотел. Тем не менее мы благодарны всем, кто двигает процессом. Нас уверяют, что не позже февраля начнется реальное строительство. Хочется задать вопрос: когда оно закончится? Но вопрос этот окажется в ряду слишком большого количества проблем, внутри которых мы живем. Есть ощущение, что настали времена, когда музам следует «молчать» и довольствоваться тем, что есть. С Тишинки нас пока никто не гонит. Играем здесь. И не только. В новом сезоне едем на гастроли в Германию и Швейцарию, приглашены на ряд фестивалей — российских и зарубежных, надеемся, что снова будем гастролировать по России.

Завтра труппа театра соберется на традиционный сбор. Артисты обменяются впечатлениями от летних отпусков и работы: многие в этот период снимаются в кино. Худрук расскажет о планах на сезон. И в тот же день начнется обычная жизнь репертуарного театра: спектакли, репетиции, премьеры, конкурсы, гастроли, клубные вечера, творческие встречи.

Ольга Горбачева 

Источник

 
595


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95