«Громыка» за два года существования выпустила четыре альбома, и это не какие-нибудь макси-синглы, а полноценные лонгплеи. Такая плодовитость может свидетельствовать о некоторой поверхностности творческого подхода петрозаводских пересмешников. Мне уже приходилось отмечать, что, придумав какую-то яркую абсурдную фразу, группа «Громыка» быстро кладёт её на несложную музыку и повторяет раз 50, не слишком задумываясь о развитии сюжета песни. С другой стороны, те, кто сильно задумывается о сюжетах, могут каждый альбом по шесть лет писать, а такая скрупулёзность явно противоречит методу «Громыки». Когда вы с серьёзными протокольными физиономиями несёте какую-то разнузданную дичь - не нужно дать публике шанса переварить это и начать докапываться до подробностей; нужно быстро сменить пластинку, чтобы сбить аудиторию с толку и заставить её забыть этот и повторять следующий несусветный рефрен. Уровень бреда в разных песнях неизбежно разнится, и альбомы получаются крайне неровными, но с этим побочным эффектом «Громыке» остаётся только смириться. Да и слушателю тоже.
Побочным же эффектом от использования стилофона и прочих допотопных синтезаторов стала некоторая предсказуемость аранжировок и саунда. Если не слишком вслушиваться в слова песен, можно заметить, что «Вольфрам и молибден» звучит как какой-нибудь танцевальный синтипоп-альбом - и даже торжественный вокал уже не всегда этому противоречит. До сей поры большинство слушателей «Громыки» всё-таки понимали, что имеют дело с хорошо спродюсированной постмодернистской шуткой - но чувствую, что недалёк тот час, когда кто-нибудь честно решит потанцевать под их песни.
Или помаршировать. На новом альбоме много треков, в которых группа использует некие накопившиеся мелодические и аранжировочные наработки, да и в текстах уже не слишком отрывается. Но пару-тройку раз «Громыку» охватывает настоящий азарт вступления на нехоженую тропу. Скажем, к «Комплексному обеду» Максим Кошелев и Ко подошли с каким-то невероятным краснознамённым задором - будто вспомнили озарённое энтузиазмом лицо певца Юрия Богатикова, выступающего с ансамблем песни и пляски. Это возбуждение передаётся и аудитории, готовой вслед за «Громыкой» поспешить на комплексный обед. В треке «Как хорошо» группа усугубляет данный посыл: по форме это вполне героический и патриотический марш, в котором не все даже заметят чрезмерную гипертрофированность образов. Впрочем, это вполне в духе нашего времени, когда в пародийную новость порой поверить проще, чем в реальную. Так что с нетерпением ждём попадания «Как хорошо» в саундтрек какого-нибудь патриотического (но не юмористического) сериала.
Что касается, так сказать, основного направления творчества «Громыки», то новый альбом принёс пару треков, в котором группа успешно развивает в текстах традиции жизнерадостного идиотизма. Это прежде всего «Тестостерон», а также финальный «Артём», в котором команда долго перебирает всякие диковинные рифмы к заглавному персонажу, останавливается на единственно верной, после чего десятки раз повторяет фразу «воздушно-капельным путём в тебя проник Артём». Пластинка заканчивается, а фраза ещё долго продолжает играть в голове.
Алексей Мажаев, InterMedia