В повести Льва Толстого «Дьявол» крестьянка Степанида являет воплощение «чистого», беззастенчивого разврата.
Несмотря на то, что у нее есть муж – Пчельников (сначала названный Печников), ездящий на заработки в город, она, «слабая на передок», состоит в своеобразном эскорте. Данила, как я понял, барский работник, подогнал ее барину Евгению Ивановичу для «здоровых» сексуальных утех, чему Степанида отнюдь не противилась.
Разовой встречей дело не ограничилось. Половые отношения Евгения и Степаниды приобрели регулярный характер и продлились около двух лет до его брака.
Поначалу он даже не рассмотрел ее, довольный тем, что она была «чистая, свежая, недурная».
Но постепенно он привязался к объекту страсти, хотя это, конечно, никакая не любовь. Однако его сексуальное желание было не безличным, а направленным исключительно на Степаниду.
Притом «Евгений сам мечтал о женитьбе, но только не так, как мать: мысль о том, чтобы сделать из женитьбы средство для поправления своих дел, была отвратительна ему».
Наконец, он женится и именно по любви. Долгое время все в браке было счастливо. Однако потом ему опять попалась на глаза Степанида, к которой вновь возникло мощное влечение, уже противное женатому Евгению, а Степанида, конечно, готова «тряхнуть стариной».
Не имея духовных сил самостоятельно побороть похоть, он просит выслать Степаниду подальше, в чем ему отказывают, как в блажи.
Не желающий нравственно пасть, но слабый духом Евгений в разных развязках «Дьявола» (заглавие, оттого что он так называет истязательницу своего духа Степаниду) убивает либо себя, либо ее, в обоих случаях признается сумасшедшим.
Правда в том, что Степанида – даже не Каренина, которой движет сильная страсть к Вронскому.
Она «наставляет рога мужу» и бесстыдно гуляет налево, возможно, за вознаграждение, возможно, чисто в удовольствие, не имея ни к кому сильных чувств.
Если бы она не была замужней, возможен был бы нонсенс в виде брака импульсивного Евгения с горячей крестьянкой: случай экстраординарный, но не невероятный.
Однако границы строго очерчены: она сугубо для утех, пока Евгений холост. Для нее же границы брака не священны: она попирает свой, готова попрать и брак помещика. Там, где к похоти присоединяется ложь, там случаются трагедии.
Податливый похоти, но не желающий ею и ложью осквернять чистоту брака с действительно любимой женщиной, Евгений идет на роковой шаг, имеющий объяснение, самым простым из которых можно назвать безумие, как и делается в книге.
Пожалуй, так оно и есть: убийство и суицид не чище падения в омут блуда.
Только связь с беспринципной лгуньей (а не обыкновенной распутницей, все же знающей «берега») ведет к страшной развязке.
Ринат Камалиев