Оправдательный приговор жестоким ревнивцам выписывает Лев Толстой в повести «Крейцерова соната».
Приведя в свой дом скрипача Трухачевского для занятий жены музыкой, Позднышев моментально воспылал ревностью.
«И не думай, чтоб я ревновал тебя, – мысленно сказал я ей, - «или чтоб я боялся тебя», – мысленно сказал я ему».
Хотя главный герой описывает Трухачевского исключительно в уничижительных тонах, за исключением музыкальных способностей, он так разочаровался в жене, что готов заподозрить ее в интриге с никчемным мужчиной. С другой стороны, отношения его с женой зашли в такой тупик, что сношение со всяким другим мужчиной может выглядеть для нее глотком свободы. И он не может этого не понимать.
По сути, приглашение музыканта в дом – не проверка жены, а подсознательная подготовка к расправе.
Ведь он разочаровался в супруге, и ему не жалко будет ее покарать, а уж повод найдется.
У нелюбимого Толстым Шекспира мавританский офицер Отелло любит свою жену Дездемону. Но он оказывается слишком доверчивым к россказням недоброжелателя Яго и убивает благоверную, руководствуясь соображениями чести, после чего, осознав трагедию, закалывает и себя.
Для Позднышева таких соображений нет (не видно): некоторое время он планировал убить себя, а не жену, – исключительно ради сцены, формы отмщения, а не потому что ему невыносимы неправедные деяния. Правда, он слишком влюблен в себя для такого поворота. А его ревность никто не подстрекает, он сам ее пестует и даже наслаждается ей.
«Этого-то мне и надо было. Я никогда не забуду выражение отчаянного ужаса, которое выступило в первую секунду на обоих их лицах, когда они увидали меня».
Герой жаждал был быть страшен, добился этого и совершил страшное. Он ведь, по сути, даже не застал измену, хотя жена и Трухачевский находились вдвоем поздно вечером. Возможно, подспудно он заподозрил худшее, что жене интересней с ним, чем с взбалмошным мужем, который изначально не относился к ней ни как романтик, ни как соратник, а лишь расточал упреки.
Тем не менее, для Толстого, Позднышев – не подлец: он своего рода «герой нашего времени», который вершит праведный суд над развратом.
Автор не сомневается в развратности происходившего в кулуарах.
Только он не видит истока этой пагубы в супруге, который не «вылепил» жену-спутницу и компаньона либо не развелся «по горячим следам», быстро осознав, что брак – ошибка, а сваливает всю вину на женщину.
Героиня мертва, а Позднышев без раскаяния рассказывает свою историю попутчику в поезде.
Только вместо желаемого сожаления – он вызывает скорее омерзение.
И чем-то смахивает на пращура полицая, которые тоже находили мотивы вершить «праведный суд».
Ринат Камалиев