Издатель альбома - лейбл «Снегири», жанр - русский рэп, каждый трек содержит значок, предупреждающий о ненормативной лексике. В этих трёх фактах о пластинке «Ярмарка» вроде бы нет ничего странного, но, объединённые вместе, они выглядят крайне загадочно. «Снегири» и их подлейблы всю жизнь выпускали интеллигентный поп-рок, easy listening, а если и шансон, то бардовский или театрализованный.
А тут - какой-то матерящийся рэпер без имени, который даже фамилию свою пишет со строчной буквы. Как такой мог пробраться в «Снегири»? Может быть, руководителя компании Олега Нестерова пытали? А может, он сам решил, что пора соответствовать нашему жёсткому времени, и переформатировал лейбл? Мол, неужели мы с нашим опытом не заткнём за пояс всяких фейсов и элджеев!
На самом деле всё оказалось не так детективно, как подсказывала фантазия рецензента. Сайт издателя сдержанно расставил все точки над i: «Филипп Хмыров — дерзкий и самобытный артист из Санкт-Петербурга, совмещающий собственную лирику с элементами хип-хопа, русского рока и танцевальной электроники. Он сочиняет мультижанровую музыку, органично смешивая всевозможные стили, и гордится, что ее невозможно отнести ни к одному конкретному направлению».
Смешение жанров тут действительно непривычное, а главное - не придуманное и не сложенное из деталей конструктора. Филипп сочиняет пишет всё сам и никого не подпускает даже к сведению и мастерингу («ненавижу, когда кто-то еще запускает руки в мой звук»). Может быть, поэтому влияния разных жанров у него не противоречат друг другу, а складываются в общую картину вполне естественным образом. Хмыров легко переходит от речитатива к пению, от русского рока и русскому рэпу. Самая яркая песня альбома «Коллектор», например, совмещает танцевальный бит, поп-мелодию и текст, вобравший в себя традиции рок-поэзии и рэп-поэзии. А «Муровей» и «Тремоло» ближе к нововолновой эстетике, хотя и с элементами рок-баллады и хип-хопа.
И да, там нередко встречается ненормативная лексика. Этот язык, захватив рэп-территорию, всё активнее проникает и в произведения поп- и рок-жанров и даже в песни о любви, причём можно заметить, что в результате усиления борьбы с матом соответствующей лексики в песнях стало больше. Не исключено, что в финале этой борьбы мат будет окончательно легализован в словарях русского языка. Но мы отвлеклись. В случае Хмырова «запрещённые» словечки режут слух в минимуме случаев, а в основном звучат довольно уместно. Видимо, это почувствовал и Нестеров, который увидел разницу между понятиями «ругаться матом» и «разговаривать с применением сильных выражений».
Популярности же проекта больше мешает не использование мата, а отсутствие хитмейкерских навыков. Хмыров пока работает больше для себя, а не для зрителя, и явно не собирается ни под кого подстраиваться. Иногда это и не нужно - аудитория сама подстроится под нечто захватывающее. Но в данном случае артист пока требует от слушателя больше интеллектуальных усилий, чем тот готов предложить.
Алексей Мажаев