Искренне любя гастрономическую журналистику, всегда задумывался над возможностью стать поваром-автором. Сидел бы себе и готовил, а процесс описывал. Так всё просто. Наверное. Но о чём бы я писал?
В принципе, гастрономическая тема очень сложна, серьёзна и ответственна. Ресторанные критики известны в узких кругах, и от их мнения, которое становится известным для ещё более узкого круга читателей, зависит многое. Другой вопрос – как соотносятся ангажированность критика определённым рестораном и его собственные профессиональные вкусы... Но это тема для беседы ещё более узкого круга лиц.
На телевидении фотогеничным поварам-умельцам проще – из-за визуального сопровождения и умелого накладывания эффектов процессы приготовления даже обычных пельменей могут превратиться в зрелище похлеще извержения Везувия (когда продукт опускается в кипящую солёную воду). Знаменитейшие Джейми Оливер и Гордон Рамзи, английские виртуозы кухни, не так давно перешли с телевидения на YouTube, где они уже давно не монополисты в производстве качественного кулинарного контента.
А текст – субстанция сложнейшая, потому что именно интересно написать о кухне, а не показать её через камеру, невероятно трудно. Как описать бутерброд с икрой, чтобы захотеть почувствовать на зубах лопающиеся маслянистые икринки и привкус масла? Как рассказать рецепт приготовления паштета из конского мяса, чтобы у читателя возникло желание зайти в магазин и купить этот специфичный товар? Каким способом написать о макаронах так, чтобы они навсегда ассоциировались исключительно со словом «паста»?
Не знаю, но это – великий талант.
Гоголь умел описать еду так, что сводило челюсти от желания вцепиться в блины или свиной бок («Мёртвые души», том второй). Чехов был удивительным мастером в гастрономических темах своих маленьких рассказов («Сирены»). Солженицын, повествуя о передаче Цезарю Марковичу, вынуждает лишний раз порадоваться даже за зачерствелый хлеб на кухонной батарее («Один день Ивана Денисовича»). Но это писатели, они гении. А журналисты?
Так о чём бы я писал? Наверное, о недорогой кухне. Я бы с огромным удовольствием, применяя все свои авторские и профессиональные умения и прилагая мыслимые и немыслимые усилия, рассказывал о том, как приготовить очень вкусно и очень дёшево. Знаю, это не ново; знаю, это не престижно; но любимому сообществу «Выжить на сотку» бы очень пригодились мои скромные навыки в писании текстов. Я верю в это!
Год назад на журфаке после удивительно скучных лекций по этике журналиста мы всегда писали небольшие работки: отвечали на вопросы. На один из них я ответил, что просто мечтал бы работать в кулинарном журнале и обозревать гастрономические новинки, потому как вижу это сферу наиболее безопасной и привлекательной для себя как профессионального работника СМИ. Написал на полном серьёзе.
На семинаре преподавательница, проверявшая эти работки, полуобиженным тоном сказала мне что-то вроде: «Что это вы написали, какие журналы о готовке, не смешите». Она не поверила! Ей моё светлое намерение не показалось достаточно осмысленным, актуальным, подходящим именно мне! Было обидно, что в тебя и тебе не верят. Больше правды в тех работках я никогда не писал.
А мечты должны сбываться, даже если окружение в них не верит.
Борис Поженин