Рафинированная классика и дерзкие эксперименты, мэтры балета и только что вспыхнувшие звезды… Стартующий в апреле в Санкт-Петербурге фестиваль Dance Open объявил программу и не разочаровал своих зрителей. С руководителем крупнейшего в России танцевального форума Екатериной Галановой «Известия» обсудили как творческие достижения, так и околотеатральные проблемы.
— Билеты на гала-концерт Dance Open распроданы за один день, и теперь их можно приобрести только на пиратских сайтах. Советуете покупать?
— Советую воздержаться. Покупая эти билеты, люди подвергают себя опасности не попасть в театр. Вероятность того, что они не приобретут дублирующий билет, очень небольшая. Перекупщики не дают гарантий, что зритель посмотрит спектакль, даже при том, что он заплатил безумные деньги.
Для нас из года в год существует дилемма. Мы хотим видеть в зале реальных любителей балета (извините за шаблонное словосочетание), поэтому стараемся сдерживать цены. Но вынуждены каждый год повышать стоимость: чем ближе цена к рыночной, тем меньше билетов уйдет перекупщикам.
В этом году мы тоже подняли цены, и нам казалось, что это очень высоко для Петербурга. Но билеты на гала ушли за 40 минут с момента начала продаж, когда еще даже реклама не началась. Мы видели, что 90% билетов приобрели именно зрители, знаем, что многие из них наши постоянные покупатели. Процентов десять билетов все же оказалось у перекупщиков, на их сайтах они продаются по цене около 60 тыс. рублей. Для нас это расстройство — не о таком театре мы мечтали.
— Первое чтение прошел «закон о перекупщиках». Его принятие позволит блокировать эти сайты в досудебном порядке. Но что можно предпринять уже сейчас?
— Мы все ждем этого закона, а пока нам остается разъяснительная работа в СМИ, призыв к зрителям быть осторожными при покупке билетов на пиратских сайтах. На следующий год мы, наверное, потрудимся, додумаем эту историю. Сделаем что-то похожее на «Паспорт болельщика», в нашем случае хотим создать «Паспорт балетомана».
Планируем разработать технологию, которая так усложнит перекупщикам жизнь, что наживаться на имидже фестиваля и на кармане его зрителей им будет просто неинтересно. Мы боремся за то, чтобы продавать места на наши мероприятия по нашей цене, не задирать ее, лишь бы только билеты не ушли с родного сайта в левые руки.
— Плохо представляю себе, что такое «Паспорт балетомана». Он будет именным?
— Именным, с защитой.
— То есть приобрести билет в качестве подарка, как это часто делается, нельзя?
— Мы обдумаем и этот вопрос. Если всё получится так, как мы хотим, помимо урегулирования проблемы с перекупщиками появится возможность давать нашим зрителям дополнительные скидки. Надо мотивировать людей, чтобы они потрудились и оформили этот паспорт. Это возможность войти в круг друзей фестиваля и иметь приоритеты.
Мы для себя тоже имеем дополнительный бонус: понимаем, что у нас есть постоянный зритель, который действительно любит балет. У него есть привилегии в виде своевременной информации, скидок, а у нас — защита от повторной продажи наших билетов. Пока это мечты.
— Мечты имеют свойство сбываться… По какому принципу создавалась программа? Были ли какие-то предпочтения в подборе спектаклей?
— Мы стараемся, чтобы программа была максимально разнообразной и удовлетворяла разным вкусам. Скажем, «Коппелия» в постановке Пьера Лакотта, которую привозит Венский государственный балет, — совершенно изумительная игрушка, «кремовый тортик» с безумным количеством персонажей, костюмов, с красивыми декорациями, прекрасными танцами, кстати, очень сложными. Это настоящий подарок для тех, кто любит классику.
Для тех, кто хочет посмотреть что-то современное и очень эстетское, можно предложить «Зимний путь» на музыку Шуберта в постановке Кристиана Шпука. Это стильная, графичная интеллектуальная история, сделанная с большим талантом и вкусом. Совсем свежая, недавняя мировая премьера. Кроме того, по приглашению Dance Open Цюрихский балет впервые приезжает в Петербург. Уровень подготовки танцовщиков фантастически высок. Это тот самый случай, когда техника настолько отточена, что иначе как искусством ее не назовешь.
— Балет Дортмунда привозит спектакль Мауро Бигонцетти. Невероятную энергетику его постановок не все выдерживают.
— Я давняя поклонница этого хореографа и стараюсь отсматривать у него все, что можно привезти. Спектакль «Алиса» (не пересказ книжки Кэрролла, а, наверное, ощущения от нее) — абсолютно синтетическое действо. Все средства выразительности, которые можно придумать, по-моему, там использованы. Потрясающий видеоконтент и по-неаполитански темпераментная «хулиганская» музыка, можно сказать, являются отдельным ресурсом.
Музыканты — тоже персонажи спектакля. Возникает ощущение, что ты погрузился в какое-то волшебство. Это даже не балет, а пластическое действо, ворожба, колдовство, как и многие вещи Бигонцетти. Если все это попадает на труппу, которая может швырять энергию в зал и понимает, чего от нее хочет мастер, получается что-то магическое. В данном случае получилось.
— Фестиваль традиционно неравнодушен к танцевальному искусству Нидерландов, и на этот раз голландский балет тоже заявлен.
— Мы привозим труппу Introdans, одну из самых сильных современных компаний, с беспроигрышной программой. «Польские пьесы» Ханса ван Манена прекрасны в своем минимализме и изумительны по краскам и языку. Спектакль Нильса Кристи Cantus, поставленный на музыку Арво Пярта, очень грустный и очень сильный, это посвящение молодым людям, не вернувшимся с войны. Ну а Conrazoncorazon мог бы идти в каком-нибудь варьете — так много в нем страсти, восторга и физически ощутимого напора жизни. Что главнее, разум или чувства? Ответ на этот вопрос Каэтано Сото дает мастерски — с наслаждением и радостью, в хорошем смысле по-эстрадному и очень эффектно.
— Наконец-то до петербуржцев доедет «Щелкунчик» из Перми.
— Это обязательно должно было произойти. Ведь «Щелкунчик» в постановке Алексея Мирошниченко — это признание в любви Петербургу. Не буду в очередной раз расхваливать прекрасный Пермский балет, скажу лишь, что до сих пор не понимаю, как это им удалось, балетмейстеру и труппе, — создать совершенно новый спектакль. Он покоряет настроением праздника, трогает до глубины души, и это невероятно красивая постановка. Обязательно надо смотреть всей семьей.
— Вопрос о параллельных программах, которыми всегда славился Dance Open.
— Они сохранятся. Будет несколько паблик-токов — с Манюэлем Легри, Алексеем Мирошниченко… Будет прекрасная выставка Дарьян Волковой. Называется «Гала». Такие танцовщики, как Анна Оль, Яна Саленко, Стивен Макрей, Кристина Шапран, участвовали в ее фотосессии. Запланированы лекции данс-критиков, мастер-классы.
— Программа гала-концерта, как я понимаю, еще не окончательно определена.
— Звезды будут непременно — в этом году у нас очень много участников, больше, чем обычно. Кроме того, гала будет интересным с точки зрения новой хореографии. Мы познакомим зрителей с фрагментами недавних премьер. В частности, завершаются переговоры с Юрием Посоховым, который поставил «Анну Каренину» с Балетом Джоффри. Будут и классические па-де-де — без этого никуда, — и актуальные сюрпризы. Кшиштоф Пастор, например, ставит номер специально для гала Dance Open. Мы долго просили его сделать нечто особенное для нас и вот, получили подтверждение.
— Хрустальную ножку Анны Павловой — премию Dance Open — вы теперь вручаете раз в два года. Нынешний фестиваль состоится без премии, и в соцсетях уже скорбят по этому поводу.
— При ежегодном вручении возникает проблема: мы сами себе переходим дорогу. Звезды не рождаются каждый год. И гениальная хореография тоже. Мы стремимся демонстрировать новые имена, новую хореографию, но это не единственная цель. Есть правило, которого мы придерживаемся: показывать только лучшее. Думаю, наш зритель это ценит.
Светлана Наборщикова