В прокат выходит «Скандал» (Bombshell) Джея Роуча, рассказывающий о реальном скандале с сексуальными домогательствами на телеканале Fox News. Фильм был номинирован на три «Оскара», но получил только один, за лучший грим и прически. Юлия Шагельман согласна с тем, что профессиональные достижения гримеров затмили в фильме и саму историю, и ее героинь и антигероев, и даже правильную мораль.
В 2016 году бывшая ведущая крайне правого, консервативного канала Fox News Гретчен Карлсон (Николь Кидман в блондинистом парике) подала иск против его основателя и бессменного СЕО Роджера Айлза (Джон Литгоу с накладными щеками и животом), обвинив его в сексуальных домогательствах. Тот все обвинения отрицал, но Карлсон поддержали сначала еще шесть женщин, а потом и главная звезда телеканала Мегин Келли (загримированная до неузнаваемости Шарлиз Терон). Всемогущий медиаменеджер, который когда-то создавал президентов (он был консультантом предвыборных кампаний Никсона, Рейгана и обоих Бушей), а Fox News превратил во властителя умов миллионов американцев, подал в отставку. На прощание ему достались «золотой парашют» в $40 млн и благодарность от владельца канала Руперта Мёрдока (Малкольм Макдауэлл, тоже почти неузнаваемый под слоем пластического грима). Жизнь продолжилась своим чередом: Трамп, в чей предвыборный штаб перешел Айлз, стал президентом, Карлсон и Келли нашли работу в других телесетях. До краха Харви Вайнштейна оставался еще год.
В отличие от его истории события на Fox News не были присыпаны голливудской звездной пылью и касались только американских медийных персон, поэтому международного резонанса они не получили, хотя на родине прозвучали громко, а когда в 2019 году настало время рефлексии на тему #MeToo, вдохновили сразу нескольких творцов. На телеканале Showtime вышел мини-сериал «Самый громкий голос», в котором Айлза сыграл Рассел Кроу; потом видеосервис Apple TV+ представил сериал «Утреннее шоу» — историю вымышленную, но основанную все на тех же событиях; и наконец, скандал на Fox News получил свое воплощение на большом экране силами оскароносного сценариста Чарльза Рэндольфа и режиссера Джея Роуча, больше всего известного по фильмам про Остина Пауэрса и знакомство с Факерами.
Ничего нового об Айлзе и сваливших его женщинах «Скандал» уже не сообщает — так, может, порадует глубиной анализа или нетривиальным взглядом на проблему харассмента и злоупотребления властью? Увы, этого не дождутся и те, кто упомянутых сериалов не видел.
Айлз — мерзкий старикашка; обстановка на канале, где дикторш отбирают по экстерьеру, заставляют в эфире носить короткие юбки и обтягивающие платья («Это визуальное медиа!») и отвечать улыбкой на тупые шуточки коллег мужского пола, а за кадром доказывать свою лояльность боссу сексуальными услугами,— мизогинная и сексистская; женщины, которые не побоялись об этом рассказать,— большие молодцы.
Кто бы спорил, однако создатели «Скандала», от души презирающие Fox News и его целевую аудиторию, испытывают явные проблемы с тем, что женщины эти годами несли в массы реакционную повестку канала и полностью разделяли ее. Но вместо того, чтобы исследовать этот интересный парадокс, фильм, напротив, старается его сгладить и представить своих героинь более прогрессивными, чем они на самом деле были и остаются. В линии Мегин Келли на первый план выводится ее конфронтация с Трампом во время предвыборных дебатов. Гретчен Карлсон, оказывается, считает, что ношение оружия надо ограничивать, а также отважно выходит в эфир без макияжа, за что получает нагоняй от Айлза. Неподдельное же сочувствие приберегается для вымышленной героини — молодой наивной ассистентки Кайлы (Марго Робби), которая, став сначала жертвой домогательств, а затем свидетельницей лицемерия руководства и сотрудников канала, пересматривает свои взгляды и уходит с Fox News в светлое будущее, где, видимо, будет голосовать за Хиллари Клинтон.
Юлия Шагельман