Прилагательное — моя любимая часть речи. Так пошло с детства, с начальной школы и первого становления смыслов в моей душе. В чём сила эпитета как культурного сегмента в нашей жизни?
Определения, характеризующие объекты повествования, подобны краскам на речевом холсте. Если мы соберёмся перерисовывать на холст вербальный, словесный пейзаж или интерьер какого-нибудь писателя или поэта, ключевыми подсказками нам будут служить эпитеты, то есть, прилагательные.
Среди частей речи имя прилагательное всегда занимало третью позицию. Уступая лишь глаголу и имени существительному, для языка оно значительнее иных наречий, причастий, предлогов и прочего.
Прилагательные выражают наш взгляд на что-либо, отношение к человеку. Выдавая кому-либо эпитет, мы его характеризуем: какой он? какая она? какие они?
Иосиф Бродский, труд и натуру которого я очень ценю и уважаю, имел странное предубеждение насчёт эпитетов. По его мнению, в лирике должно быть минимум прилагательных.
Наперекор гениальному поэту, утверждаю обратное. В русском языке нет части речи в большей степени магической, чем прилагательное. И нет части речи более поэтической и музыкальной!
В земные страсти вовлеченный,
я знаю, что из тьмы на свет
однажды выйдет ангел черный
и крикнет, что спасенья нет.
Но простодушный и несмелый,
прекрасный, как благая весть,
идущий следом ангел белый
прошепчет, что надежда есть.
Это стихотворение Булата Окуджавы. Всего-то два четверостишия, изобилующие эпитетами. Всего их девять в восьми строках! Они составляют основу лирического произведения, обрамляя его своим изяществом.
А можно ещё вспомнить стихи Тютчева, Пушкина, Рылеева, Лермонтова — везде мы увидим необыкновенную работу имён прилагательных, в которых преимущественно сосредоточился весь художественный лиризм!
Без эпитетов и прилагательных мир был бы безысходно серым, ведь никто бы из нас даже не знал, какой он (какая/какие).
Олег Зверев