Я не искусствовед и, к сожалению, не художник.
Но сегодня мы поговорим о живописи.
Иероним Босх - нидерландский художник. У него есть три картины на одну тематику.
Сейчас они расположены в разных городах: в Вене, в Мадриде, в Генте (в таком же порядке я их и расположил).
Как видите, изображение традиционное, так изображали Иисуса на большинстве полотен, фресках.
На следующей картине я хотел бы остановиться. Что Вам сразу бросается в глаза?
Обратите внимание, что у Иисуса глаза закрыты. И подсвечено лицо. Как-то необычно. Почему? Может быть для того, что бы отделить его от других? Он же не такой как все.
Но, если присмотреться, глаза прикрыты не только у него. Страшные люди, с неприятными лицами, с широко раскрытыми глазами, ртами... А другие, так смиренно застыли в молчании и прикрытыми глазами.
Может быть суть в том, что, иногда люди с закрытыми глазами видят больше и понимают лучше, чем те, смотрит. Или мысль в том, что главное внутри, а не снаружи, и глаза обманчивы...
Люди, так же выделены цветами: кто-то ярче, кто-то темнее, кто-то вообще как покойник выглядит.
А человек слева вверху? Он держит крест или давит на него? С кем он? Его глаз не видно. А что это за личность вверху по центру? Явно кто-то из представителей власти. Глаза открыты, а рот закрыт... Знает, но умалчивает?
Куда не посмотришь, везде видно контраст. Иисус и человек справа: черный-белый, глаза открыты-закрыты, рты наоборот.
Вообще, вопросов много. В этом что-то есть. Я по-другому начал относиться к живописи. Это как смотреть фильм. Только не смотреть, а рассматривать. Вглядываться в детали, задумываться, восхищаться.
Кажется, это одна из первых картин, где Иисуса изобразили именно с закрытыми глазами. Но он все равно смотрит на нас. Смотрите, слева внизу полотно, на котором он изображён. И он с открытыми глазами...
Питер Брейгель - нидерладский живописец. Последователь Босха. Сюжет размыт в происходящем вокруг быту.
Тициан Вечеллио - итальянский живописец. Пронзительный взгляд...
Эль Греко - испанский художник. Какая лёгкость! В отличие от других картин, где Иисус прогибается под тяжестью креста. Здесь как будто обращается к своему отцу и говорит, что прошёл все испытания и скоро вернётся.
Наш современник Гадаев Лазарь Тазеевич - российский скульптор. Своеобразная манера исполнения. Это бронза, но стилизована под глубокие мазки масляной краски.
Как видите, каждый художник видит мир по-своему.
А что видите Вы?