Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Именем Российской Федерации: Лев Толстой между войной и миром

Как получилось, что упоминание писателя в современной России стало признаком неполиткорректности?

Лев Николаевич Толстой широко известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Писатель, чье литературное наследие составляет более девяноста томов, деятель не только российской, но и мировой культуры. На основе произведений Толстого с 1911 года регулярно ставятся экранизации. Трудно поспорить с тем, что за свою весьма долгую жизнь (1828 —1910 гг.) писатель показал особый пример трудолюбия, силы и стойкости, – пример, вдохновивший многих.


Деятельность Льва Толстого, отнюдь не ограничившись писательским творчеством, разошлась до удивительных масштабов. Помимо всего прочего, Толстой даже отважился сформировать обособленное от прочих религиозно-мировоззренческое учение, названное в честь своего основателя толстовством. Последователи данного учения существуют и по сей день, заветы писателя звучат не только на постсоветском пространстве, но и в Западной Европе, Америке, Индии и в других странах.

Ни для кого не секрет, что у многих классиков русской литературы были весьма своеобразные и непростые отношения с властью и/или церковью. В этом контексте Лев Толстой особенно выделяется своей весьма обостренной полемикой с русским православием. Убежденный христианин, писатель в решительно смелой форме высказывался о сущности православной конфессии. Однако, это не помешало ему встать в ряд наиболее значимых и авторитетных литературных деятелей России, а произведения Льва Николаевича Толстого вошли в школьную программу.

Как известно, и при жизни Лев Толстой не избежал столкновения с судом, все же после кончины писателя антитолстовские настроения спали. Однако спустя сто лет после смерти писатель снова оказался «на скамье подсудимых», причем дважды. В 2009 и 2010 годах в Таганроге и Екатеринбурге соответственно прошло два антиэкстремистских процесса с одним результатом: именем Российской Федерации Лев Толстой был признан экстремистом. Основанием такому вердикту в обоих случаях послужили высказывания писателя о православии.

Любопытно, что исполнители судопроизводства, отважившиеся вершить столь громкие и, с точки зрения многих, провокационные тяжбы, не довели свое дело до конца: фактически они не позаботились о решении проблемы, ожидаемо возникшей после процесса. Закрепив за Толстым-гражданином статус экстремиста, они никак не помогли своему вышестоящему начальству на федеральном уровне определить положение Толстого-писателя. Конкретные рукописи, ставшие основанием для разбирательств, были признаны экстремистскими материалами. Согласно статье 3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» все материалы, получившие статус экстремистских, запрещены к распространению. Но как быть с трудами Льва Толстого, вошедшими в школьную программу и, стало быть, распространяющихся постоянно, массово и полностью легально? Основываясь на многолетней практике российских судов, имеющих обыкновение строго изучать всю материальную и интеллектуальную собственность осужденных по 282 статье, можно было решить, что книгам из школьной программы, если не вообще всем девяноста томам Толстого, грозит большой антиэкстремистский процесс, историческая значимость которого будет состоять, как минимум, в его влиянии на литературное образование.

Однако, даже за вторым судом в Екатеринбурге от федералов не последовало ничего. Приговор так и не был ими прокомментирован: по видимому, правотворцы не решились вмешиваться в устоявшиеся порядки культуры и образования, ограничившись лишь своими вердиктами. Однако, двукратный прецедент осуждения по столь серьезной статье игнорировать сложно. И поэтому государство в одностороннем порядке поменяло свое отношение к писателю, постаравшись избежать при этом лишнего шуму. Британский корреспондент Эндрю Осборн, находясь в Москве, от лица западного общества обвинил Россию в том, что страна «отказывается от своего литературного прошлого». В 2010-ом, в год столетней годовщины смерти мирового классика, Кремль исключил его имя из официальной риторики, проигнорировав круглую дату. При этом Осборн отметил дань памяти писателю, оказанную в Кубе, Мексике, Германии, США, где проходили фестивали, посвященные Толстому, выходили его тексты в новых переводах, снимались сериалы.

Обратимся к материалам первого суда:

«...11 сентября 2009 года писатель Толстой Лев Николаевич, мужчина, 1828 года рождения, русский, женатый, место прописки: Ясная Поляна Щекинского р-на Тульской обл., признан экстремистом в ходе антиэкстремистского процесса...»

Так гласит постановление Таганрогского суда (Ростовская область), составленное по итогам судебного процесса. В ходе данного судебного разбирательства была произведена экспертиза, заключение которой стало общедоступной информацией. Согласно этой экспертизе, мировоззрение Льва Николаевича Толстого является «экстремистским» ввиду того, что раскрытие писателем тезисов и положений своего мировоззрения возбуждало «...религиозную вражду и/или ненависть по признакам статьи 282 УК РФ, в частности в следующем высказывании: «Я убедился, что учение [русской православной] церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения»...». Эта цитата, ставшая одним из ключевых предметов судебного разбирательства, взята из статьи Толстого под названием «Ответ на определение синода от 20-22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма». Данный публицистический труд был признан Таганрогским судом экстремистским материалом.

Статья «Ответ на определение...» очевидно является реакцией на церковное постановление относительно личности писателя, известное как «Определение Святейшего синода о графе Льве Толстом» . Данное постановление, датированное 20-22 февраля, было опубликовано в официальном печатном органе Синода под названием «Церковные ведомости». Так, в выпуске «Церковных ведомостей», вышедшем 24 февраля 1901 года, Синод извещает общество об отлучении графа Толстого от православной церкви. В своем «Ответе...» Лев Николаевич Толстой выказывает свою реакцию на статью «Церковных ведомостей» и на последовавшие после ее публикации письма. Синод, обрушившись на Толстого, отчетливо показал свою строгость. Церковь отчитывала его за «гордый ум», утверждая, что в своем творчестве он «...дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние...». Священнослужители в отношении взглядов писателя не допускают компромиссов - его критику православной конфессии они почему-то воспринимают как нападки на христианство в целом. Вместе с этим, автор «Определения...» выражает надежду на «вразумление графа Толстого», призывая всех верующих об этом молиться.

Иными были личные письма, отправители которых зачастую не сдерживали эмоций. Толстой с равной степенью холоднокровности отзывается и о письмах поддержки, и о письмах проклятий, указывая на заблуждения авторов и тех, и других посланий. Славшие графу недружелюбные письма оскорбляли и проклинали его, однако писатель остался невозмутим, ввиду чего экстремистский характер контекста ответной статьи, мягко говоря, неочевиден.

Таганрогский суд в своих постановлениях засвидетельствовал тот факт, что Толстой получил статус экстремиста-рецидивиста на основе нынешнего российского законодательства. Как известно, законы Российской Федерации были выведены согласно актуальным представлениям о демократической справедливости, беспристрастности, объективности и общегражданском равенстве. Стало быть, по крайней мере, чисто теоретически на основании законодательства РФ нельзя объявить человека преступником и экстремистом, не имея на то веских оснований. Идея равенства всех людей перед законом позволяет судить любого человека, невзирая ни на его статус, ни на его авторитет. Однако, для запуска такого процесса необходимы достаточные обоснования. Чисто теоретически даже общепризнанный классик может признаться экстремистом-рецидивистом, в результате чего его труды могут быть признаны опасными и исключены из школьной  программы. Но в данном случае постановление суда, не предоставившего объективных аргументов в пользу своего вердикта, вызывает сомнения.

Олег Зверев

565


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95