Утро провёл в офисе.
Как бы мне хотелось, приходя в офис, всем говорить добрые слова!
— Молодец! Прекрасно провёл трансляцию!
— Огромное спасибо! Читал ваши ответы на письма, и сердце радовалось.
— Моя признательность и благодарность за заметки, которые вы сегодня опубликовали.
— Слушайте, вы просто артист! Потрясающий артист и рассказчик великолепный! Я не мог оторваться от трансляции, которую вы вели!
Но увы! Я говорил совсем другое.
— Ну что это за трансляция! Ни о чём! Что-то мямлите, бурчите, ну кто же такое захочет слушать!
— Читал ваши ответы на письма, и хотелось плакать: формально, пусто и с ошибками.
— Прочёл ваши заметки в разделе «Поговорим». Всё вторично. Обо всём и ни о чём. Первая фраза скучная, финальная отсутствует. Так, писали, пока пишется. Это скорее черновик, а вы выдаёте его за готовую заметку.
Я говорил чуть мягче, но по смыслу именно так.
А потом мы с Алексеем Владимировичем Косякиным поехали на «Серебряный дождь», где у меня была пробная запись.
Уютная радиостанция.
Поразительная атмосфера.
Доброжелательные сотрудники.
Всё располагало к творчеству, к размышлениям, к рассуждениям.
После пробного эфира уходить не хотелось
В офисе писал письмо в Сбербанк, каким я вижу курс «Учимся говорить публично» и ответил на сто писем.
Около часа ушло на беседу с кандидатом на должность редактора.
К нам пришёл парень из литературного института. Красивый, высокий, стройный. Актёром был, режиссёром хотел стать, всюду его таскало, и, наверное, будет прекрасным литератором. Диктант написал он хорошо.
Вечером занимался дневником, подготовкой к публикации фрагмента книги Евгения Карасюка «Слон на танцполе или как Герман Греф и его команда учат Сбербанк танцевать».
Ещё раз отредактировал своеобразный манифест «Правила человека, решившего пройти курс «Учимся говорить публично».
Вот что у меня получилось:
- Я понимаю, что над своей речью надо работать ежедневно: узнавать новые слова, практиковаться, не огорчаться при неудачах, медленно и верно добиваться результата.
- Я буду прикладывать максимум усилий, чтобы слышать и понимать собеседников.
- Я буду стараться анализировать речь других, пытаясь взять всё лучшее из услышанного (если мне это понравится) и не повторять ошибок других (если обнаружу, что у меня они есть).
- Я постараюсь выдерживать паузы в три секунды, прежде чем вступить с кем-либо в разговор после слов собеседника.
- Я постараюсь не использовать грубых выражений.
- Я постараюсь, встречаясь с кем-либо, здороваясь, приветствуя, смотреть в глаза человеку и отвечать улыбкой на улыбку. А если я не вызову улыбки, всё равно улыбнуться.
- Я постараюсь улавливать эмоциональное состояние других и строить свою речь в зависимости от настроя собеседника.
- Я помню о таких понятиях, как такт, тактичность, сдержанность, воспитанность.
- Я понимаю, что такое деликатность и постараюсь быть деликатным в общении с другими.
- Я буду ставить точки в произнесённых предложениях.
- Я помню, в каждом сказанном предложении одно слово — ударное. В данном предложении это слово «одно».
- Я постараюсь избегать слов-паразитов: ну, вот, значит, так сказать, сам понимаешь, в общем, э-э-э…
- Я постараюсь замечать слова-паразиты в речи других, но не делать замечания, ибо так можно обидеть человека. Другое дело, если кто-то меня попросит замечать слова-паразиты, просьбу выполню.
- Я буду придерживаться правила во время беседы, разговора не реагировать мимикой со знаком «минус» на услышанное. Я постараюсь сохранить выдержку и спокойствие, даже если услышанное меня возмутит.
- Я постараюсь не говорить слишком быстро, ибо понимаю, что такую речь трудно воспринимать.
- Я постараюсь не говорить слишком медленно, ибо понимаю: слыша такую речь, человеку захочется спать.
- Я знаю, монотонная речь через 10-15 секунд не воспринимается, поэтому постараюсь использовать интонационное богатство голоса.
- Я знаю, для осмысления услышанного требуется время, поэтому иногда нужно выдерживать значительную паузу. Чем сложнее высказанная мысль, тем больше пауза.
- Я понимаю, в любом, даже небольшом выступлении огромное значение имеет первая фраза, и, прежде чем она прозвучит, её нужно продумать, сформулировать и только после этого произносить.
- Лучше выдержать затяжную паузу, чем говорить первое пришедшее на ум.
- Я запрещаю себе перебивать собеседника. Я придумаю себе наказание (щёлкнуть пальцами, четыре раза кивнуть головой), если при общении перебью другого человека.
- Я помню фразу знаменитой певицы Франции Эдит Пиаф: «Я пою не для всех, а для каждого». Это относится и к устной речи. Выступающий говорит не для всех, а для каждого.
- Я разделяю постулат знаменитого адвоката Фёдора Плевако: «Не с ненавистью, а с любовью судите».
- Я всегда говорю: изменял, изменяю и буду изменять себя в лучшую сторону. Так и постараюсь жить.
- Я понял, что надо говорить кратко и чётко, делая смысловые паузы в речи. При этом не забывать о юморе.
- Я знаю, юмор в устной речи — это лучшее наведение мостов при начале общения.
- Я согласен, важную мысль при устном выступлении нужно повторить три раза. Повтор по мысли, но не по словам.
- Я запрещаю себе переходить в споре на крик, пытаясь взять собеседника голосом.
- Я разрешаю себе помучить зал, выдерживая перед началом выступления паузу до десяти-двенадцати секунд, прежде чем произнести первую фразу.
- Я буду проходить честно курс «Учимся говорить публично», стараясь выполнить все задания, ибо очень хочу добиться успеха.
Отослал Евгению Алексеевичу Никитину. Он дал добро.
Вечером гулял с сыном вокруг пруда, что около дома.
Четыре круга сделали, а я всё говорил об «Учимся говорить публично». Сын терпеливо слушал.
Как хочется всех людей научить набирать слепым десятипальцевым методом!
Вот Министерство транспорта РФ. Возглавляет его человек интересный, талантливый, думающий, ищущий, Максим Юрьевич Соколов.
Как говорится, бьюсь об заклад, что никто из руководителей министерства (и департаментов), хоть и имеет на рабочем столе компьютер, не владеет слепым десятипальцевым методом набора текста на клавиатуре.
Это и:
Руководитель пресс-службы — Хикматов Тимур Хамраевич;
Первый заместитель министра — Дитрих Евгений Иванович;
Заместители:
Асаул Николай Анатольевич;
Захряпин Николай Юрьевич;
Окулов Валерий Михайлович;
Цыденов Алексей Самбуевич;
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта — Олерский Виктор Александрович;
Статс-секретарь — заместитель министра — Аристов Сергей Алексеевич;
Руководитель административного департамента — Пашков Константин Анатольевич;
Руководитель департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта — Бакирей Алексей Сергеевич;
Руководитель департамента государственной политики в области гражданской авиации — Петрова Светлана Анатольевна;
Руководитель департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта — Петренко Вячеслав Александрович;
Руководитель департамента государственной политики в области дорожного хозяйства — Костюченко Игорь Владимирович;
Руководитель департамента имущественных отношений и территориального планирования — Тихонов Александр Васильевич;
Руководитель департамента международного сотрудничества — Александров Роман Владимирович;
Руководитель департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности — Галимов Николай Анасович;
Руководитель департамента программ развития — Семёнов Алексей Константинович;
Руководитель департамента транспортной безопасности и специальных программ — Корниенко Александр Анатольевич;
Департамент экономики и финансов — Горбачик Татьяна Владимировна.
Ах, как было бы здорово, если бы все эти люди прошли наш курс и научились набирать десятипальцевым методом! Они бы поспособствовали тому, чтобы в Аэрофлоте, в РЖД, на морском и речном транспорте, в различных автомобильных хозяйствах, на городском транспорте начальники, плановики, бухгалтеры, инженеры, сметчики и прочие, прочие, прочие работали продуктивнее.
Будет так когда-нибудь, обязательно будет. А пока я рассматриваю лица дорогих мне людей, тех, кто стал солистом.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян.
P.S. Сегодня, 16 января, готовя дневник для публикации, прочёл в «Газете.ру» заметку: «РЖД потратит почти 1 млрд рублей на создание позитивного имиджа». Это заголовок. О чём речь идёт, понятно.
Но мне думается, что на имидж РЖД повлияла бы правильная работа за компьютером всех билетных кассиров. Они же двумя пальцами все набирают. Да и в центральном аппарате РЖД никто не владеет слепым методом.
Не говорю о филиалах РЖД. А ведь там трудится огромное количество людей!
Вот вам и имидж, на который требуется потратить один миллиард рублей.
Искусство слушать почти равносильно искусству хорошо говорить.
Пьер Клод Буаст (1765-1824), французский лексикограф и афорист