Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Императоры пера

Аналитика батл-культуры, рецензия на рэп-батл между Oxxxymiron’ом и Гнойным
 
 
 

… Никуда не ушли герои, никуда не девались монстры,

Даже если их битва в офисе между степлером с дыроколом…

 
 
 

В 2017 году в Санкт-Петербурге произошёл рэп-батл между популярными музыкантами Гнойным и Оксимироном. Событие, о котором не высказался только ленивый. До сих пор ни одна пара не смогла повторить тот фурор. Но что же столь особенного в этом «хайпанувшем» батле, что придало ему столь большую значимость в масс-медиа? Почему каждый уважающий себя интеллектуал, филолог, музыкальный и литературный критик, журналист, патриот России и просто неравнодушный к будущему отечественной культуры человек обязан ознакомиться с этой новомодной поэтической дуэлью? Проникнем в само существо свежего формата полемического стихотворчества на примере самого выстрелившего батла, найденного миллионами необычайно примечательным.

Трудно поспорить с тем, что Россию во все времена в ее вековом пути сопровождали острые на слово молодые таланты, жгущие сердца людей. Вспомнить хоть вольнолюбивых и радушных лицеистов из Царского Села, труды одного из которых стали иконой, эталоном русского поэтического слова. Наследника его пера, скорбного кудесника нашего романтизма Михаила Юрьевича Лермонтова, открывшего в России трагический «Клуб двадцати семи». Искавших новые формы нахальных футуристов, Хлебникова, Маяковского, чьи таланты освещают наши сердца и теперь сквозь тернии времен. Вечного и до бесконечности русского хулигана Есенина, воспевшего весь простор души русского Вани, каждого из нас. Россия шла сквозь беспроглядную череду бедствий и застоев, революций и репрессий, а разноликий кудесник слова шел за ней по пятам, питая лирическим эликсиром ее дух, ее естество.

Так почему же теперь что-то должно быть иначе? Меняются формы, стихотворные размеры, мотивы, художественные методы; – но Императоры пера все такие же – вдохновленные, шумные, прозорливые, верные идее.

Батл-рэп в России есть явление новое, но оно уже твердо вошло в поле зрения медиа. Батл-культура - платформа переплетений инфоповодов и аллюзий, за ней тянутся долгие вереницы цитат, она вводит в мейнстрим новый сленг, понятия, наполняет неологизмами русский язык. Неиссякающий хаос всевозможных общественных полемик и споров ныне поэтически перерабатывается и освещается в формате словесного состязания между двумя персонажами. Кто только не сцеплялся в батле в битве аргументов и шуток, рифм и техники! Нравоучители с пошляками, юноши с девушками, либералы с коммунистами, русские с инородцами, враги, друзья. В контекстах этих сражений между строк созидается культура.

Не диво то, что интересующая нас встреча Оксимирона и Гнойного произошла в Санкт-Петербурге, культурой столице нашей Отчизны. Бар, в котором сошлись соперники, имеет знаковое название «Семнадцать-ноль-три», год основания города на Неве.

«Versus» («VS») - топовая батл-площадка в России. Основатели ее взошли на старт, будучи никем, без имени, денег, ресурсов. Поклонники жанра, сходясь в окраинах Питера, устраивали свои любительские состязания. В те годы хип-хоп в России не был достоин зваться хип-хопом. В Америке уже Эминем получил премию за поразительнейшие рифмы в песне «Lose Yourself», а в России бездарности пытались создать что-то среднее между тюремным шансоном, "колхозным" роком и попсой в речитативе. Об адекватном батл-рэпе речи не шло. Нынче русский рэп существенно вырос, и во многом это заслуга «VS»’a. Сейчас «Versus» - символ поколения, почва рождения талантов, станок аллюзий эпохи.

Оксимирон на этой батл-площадке безоговорочный лидер, всеми признанное дарование, не уступивший победу до недавнего никому. Он стоял у истоков «VS», им задана планка мастерства, он обозначил слог, технику и тактику батла для всех остальных.

«Слово-СПб» – соперничающая «Весурсу» площадка в этом батле. Она входит в междугороднюю сеть отделений «Слова» (есть подобные ей «Слово. Краснодар», «Слово.Москва» и так далее). На «Слове» заявил о себе хабаровский задира Гнойный. Точно так же, как и когда-то давно Оксимирон ворвался в индустрию русского рэпа и похабно излил реки ненависти ко всем своим «коллегам», точно так же действовал и Слава. Подобно Мирону, щеголяя своей начитанностью и образованностью, Гнойный в то же время не чурается гадостей и пошлостей, объявляя всем цензурам и моралям войну. Опять же, подобно Окси, Слава постоянно попадал в конфликты в следствие неумения держать язык за зубами.

Таким образом, разыгрывается конфликт героев-двойников, один из которых – популярнейший музыкант тридцати лет, существенно повлиявший на развитие рэп-индустрии в России, второй же – его так называемый двойник младшего возраста, намеренно воссоздающий в своей карьере мотивы, подобные мотивам карьеры Окси.

Итак, я хотел бы в общих словах рассказать обо всем батле и особенно остановиться на финальном раунде Оксимирона, в котором, на мой взгляд, сосредоточен огромный смысловой базис, касающийся всей культуры и русского рэпа в контексте мирового искусства.

Настрой Мирона был показательно боевым, азартным. Щеголяя сложными рифмами, Окси пылал самоуверенностью. Живо жестикулируя, подавал свои строчки как живую речь, а вовсе не как заученный текст. Достойного врага в своем «двойнике» Гнойном петербургский рэпер не видел.

 
 
 

…Обличительный пафос - это пшик против папы…

 
 
 

Высмеивая соперника как неудачный и забавный ремейк себя, Мирон снабжает свою речь цитатами и ссылками на бренды уличной моды, творчество поэтов Серебряного века, голливудские блокбастеры, афоризмы и поговорки, новые рэп-жанры и прочее - так в любом постмодернистском творчестве создается "сетевая" образная картина, что, по мнению постмодернистов, глубоко вовлекает в предмет повествования. Сложные рифмы, зачастую смежающие русский и английский языки.

 
 
 

…Подумай, шкет, тебе светит лишь форс в МДК,
Сколько лямов я сделал за год спорят Forbes с РБК…

 
 
 
 
 
 

…Ты опереточный злодей, у тебя отклеился ус,
Да, ты Джокер, но в моем рукаве, побрей себе туз!…

 
 
 

В контексте спича о хабаровском рэпере Мирон осуждает лицемерие на хип-хоп-сцене, долго и назидательно он разбирает всю текущую атмосферу рэп-индустрии, критикуя меркантильный подход множества исполнителей, что "в рэп-культуре проездом". Высмеивая вражескую площадку "Слово", Мирон цитирует стихотворение Гумилёва "Слово" , ловко направляя его против площадки оппонента.

Гнойный апеллировал рифмами заметно меньшей степени сложности, но в его раундах было значительно больше шуток и подколов. Он критиковал творчество оппонента на конкретных примерах, приводил его же цитаты против его самого. Гнойный высмеивает сложившийся "культ личности" Оксимирона.

 
 
 

...Футуристы сбросили с корабля современности Пушкина, а вы до сих пор цеплялись за Окси, ведь он же живо-ой!..

 
 
 

На третьем раунде Оксимирон решил поговорить с нами о… книгах! По сути, он жертвует целым раундом. Как окажется впоследствии, такая жертва в пользу литературы стала тактической ошибкой Мирона. Но для нас, незаинтересованных в исходе гонки зрителей, посвященный книге монолог поэта стал настоящим лирическим подарком.

Джозеф Кэмпбелл - это литературовед с мировым именем, написавший «Тысячеликого Героя». Это произведение представляет собой научное исследование самого существа эпического повествования на основе классической мифологии. Выведенная в книге теория относится к любому продукту мирового эпоса, а также, в некоторой степени, и к нашей жизни.

 
 
 

…Я прочёл её в Киеве этой дикой весной,
Как в запой, уйдя в одиночество...
Меня бросил язык мой, был полный тупик…
(Гнойному) Ты не знаешь, что это такое!
Все гадали: бухает или готовит релиз
Я же просто сидел на балконе...
Это средние рифмы, правда?
Ну и что, ведь за ними правда!
Эта книга меня вернула,
Я осознал, что ещё живой!
И она же сподвигла ... Лукаса на создание ... «Звёздных войн»…

 
 
 

Согласно Кэмпбеллу, основа любого эпоса – его фабула. Во всякой фабуле есть один и тот же мотив, берущий свои истоки с древнейших времен. В центре Художестенной Вселенной герой. Он, повинуясь некому зову, покидает дом и начинает путешествие.

 
 
 

…Кто-то слышит далёкий голос.
Он выходит из дома один.
Он идёт по дороге из города,
В тёмный лес, где полно паутин…

 
 
 

Персонаж этот не громоздкий воин, рожденный для подвигов, а обычный парень, в котором каждый может увидеть себя. Его основная цель - дойти до дракона и убить его. Героя ждет трудный путь, на котором всевозможные монстры будут ему препятствовать. Но, в общем-то, «будет сложно, но он победит».

 
 
 

...И на этом построены комиксы,
Сериалы, культуры пласты,
Наркотрипы, антиутопии, сказки, басни, скульптуры и сны...
И настолько, что если сравнить
Египетские мифы и бандитский Петербург,
Вы увидите путь одного героя
Под личинами этих двух!..

 
 
 

Мифически-сказочные очертания сюжета стоят по умолчанию стержневым базисом в каждом творении. Они необходимы читателю/слушателю/зрителю как некоторые мотивы-ориентиры, по которым он будет выстраивать себе во Вселенной чужой мысли систему координат, выполняющую роль переводчика, посредника, организующего коммуникацию сей творческой Вселенной и читателя. Дракон – основной антагонист героя, противопоставленный ему враг. Антагонисты довольно похожи, хоть и в основе своей диаметрально противоположны друг другу. Герой симпатичен читателю, он вызывает сострадание, а Дракон – нет, ибо у Дракона больше силы, власти, чем у героя.

 
 
 

…И за каждым любым, даже хоть бытовым
Проявлением негатива двух отдельных людей
Виден древний мотив столкновения архетипов…

 
 
 

Так, согласно Кэмпбеллу, любой батл-поединок это конфликт героя и дракона. Как же отличить одного от другого?

 
 
 

… И герои с драконами очень похожи,
Их путают, но погоди!
Есть отличия в корне, ведь лишь у дракона
Нет своего пути.
Нет идеи, нет идеологии,
Его роль – это быть врагом!
Он сидит себе тихо в логове,
Выдыхает с дымом огонь…

 
 
 

Цель Дракона – состоять с Героем во враждебных отношениях. И, в принципе, все. Если все же в произведении дана какая-то идеология врага, то нужно понимать, что на самом деле этой идеологии нет. Нет идеологии у Грибоедовского «фамусовского общества», кроме желания вечно оставаться «фамусовским обществом», нет ее и у Булгаковского Понтия Пилата. Вражеский образ и его «правда» даны в творческой Вселенной лишь для того, чтобы на нем в контраст резче выделялась правда самого героя. Отталкиваясь от всего этого, Оксимирон возвращается к оппоненту, не соответствующему образным рамам Героя. Гнойный показал себя как более, чем достойный оппонент Оксимирона, но на этом все амбиции хабаровского персонажа заканчиваются – сам по себе «лирический герой Гнойного» совершенно полый. Окси отказывает Славе даже в роли «антигероя». «…И толпы, увы, не пойдут за тобой, ты для них в инстаграме подписка…»

Вот таким получился этот исторический рэп-батл, с весомой смысловой нагрузкой, со множеством шуток и цитат. После таких мероприятий действительно становится как-то тепло на душе, верится, что у нашей культуры все-таки есть будущее.

Олег Зверев

343


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95