И снова архивный текст Михаила Лайкина прямиком из 2009 года. В прошлый раз был «Аватар», в этот раз очередь докатилась до фильма «Район №9». Михаил идёт по линейке блокбастеров. Что ж, довольно скифский выбор... Главным образом, интерес этого текста: как же это было недавно и всё-таки давно. По большому счёту, перед вами кинозрительский дневник конца нулевых годов.
Сюжетная основа фильма «Район № 9» угадывается уже в короткометражке Нила Бломкампа «Выжить в Йобурге» (2005), где межрасовый конфликт землян с инопланетянами представлен в необычном ракурсе — люди дискриминируют вынужденных гостей нашей планеты, а не наоборот. Документальная стилистика, в которой выполнен фильм, так же восходит к короткометражке.
Постер фильма. Источник: wikipedia.org
Впрочем, обилию перекличек удивляться не приходится, так как «Район № 9» изначально позиционировался Н. Бломкампом как расширенная версия «Выжить в Йобурге». К слову, эту идею молодому режиссеру подкинула жена Питера Джексона, одного из продюсеров фильма, Фрэнсис Уолш. Вокруг фильма вообще складывается очень тесная дружеская атмосфера.
Так, исполнитель главной роли Шарльто Коупли является другом детства Нила Бломкампа. Наверное, знаменательные фильмы только так и создаются — в дружеском творческом союзе талантов.
Фильм во всех отношениях удивительный. Начиная с конфликта и закачивая съемками.
«Район № 9» выполнен в документальном стиле, что само по себе интересно. Ранее мы сталкивались с чем-то подобным лишь в фильме «Монстро». Однако в картине Н. Бломкампа сама задумка интереснее, съемки разнообразнее. В фильме Мэтта Ривза уже к середине устаешь от постоянно трясущейся «любительской» камеры, в «Районе № 9» «любительская» служебная съемка перемежается съемками камер наружного наблюдения, студийными съемками экспертов-очевидцев, дающих интервью, новостными репортажами с места событий и т.п. Эффект трясущейся камеры присутствует и здесь, но в отличие от операторов «Монстро» Трент Опалок на нем не зацикливается. Нам не показывают по 15—20 секунд кеды персонажей. От «тряски» не устаешь и глаза, а вслед за ними и ты сам, раздражаться не успевают. Операторские фишки в фильме распределены на удивление гармонично, благодаря чему складывается полная иллюзия документальности.
Фильм начинается с операции MNU (Multi-national United), службы надзора за пришельцами, по переселению инопланетян из девятого округа Йоханнесбурга в десятый.
Оказавшись на Земле в результате технических проблем со звездолетом, гости с другой планеты не нашли радушного приема у братьев по разуму. Люди определили их в своеобразные резервации, обнесенные забором колючей проволоки, и поставили на контроль их жизнедеятельность.
Продвигаясь вместе с главным героем Вайкусом ван дер Мерве (Шарльто Коупли), чиновником MNU, руководителем операции по переселению пришельцев, по гетто инопланетян, возникает полное ощущение того, что смотришь кадры служебной съемки миграционной службы, устраивающей облавы на нелегальных эмигрантов. Те же картонные лачуги, те же проблемы с документами, тот же разгул преступности в районе, — словом, нищенское и абсолютно бесправное существование.
MNU контролирует буквально каждый шаг пришельцев, даже рождаемость: на каждого ребенка выдается лицензия, нелицензированные зародыши подвергаются уничтожению. В одной из таких акций принимает непосредственное участие Вайкус.
Ван дер Мерве не первый раз в гетто и знает, кто здесь чего стоит, где могут находиться схроны инопланетного оружия и чем занимается в зоне банда нигерийцев. Он нимало не привлекательный персонаж. Вайкус представляет тот тип безукоризненно следующих букве закона чиновников, которые, искусно жонглируя статьями кодексов, улыбаются тебе своими мерзкими усиками и им плевать, что вот прямо сейчас вся твоя и без того тошная жизнь рушится. И врезать бы ему, да за ним армия головорезов MNU. А он это знает и от того улыбается еще более ехидно.
Таковым Вайкус остается до тех пор, пока с ним не происходит несчастный случай, который приводит к полной переоценке происходящих событий.
Во время обыска одной из лачуг он обнаруживает странный цилиндрической формы сосуд. По неосторожности жидкость, содержащаяся в цилиндре, попадает ван дер Мерве в лицо и вызывает мутацию.
С этого момента психологическая составляющая сюжета легко угадывается. Преданный своей корпорацией (MNU) ван дер Мерве (тесть Вайкуса, один из руководителей MNU, дает добро на проведение над ним опытов с вероятностным летальным исходом) начинает на себе ощущать все тяготы положения пришельцев.
Что ж, отличная драма, развернутая на материале межгалактических отношений.
Но это не все!
С того момента, как основной конфликт в главных чертах раскрыт, в фильме начинается взрыв действия. «Район № 9» превращается из драмы в динамичный напряженный экшен. Мутирующий ускоренными темпами Вайкус становится предметом интереса не только корпорации MNU, но и банды нигерийцев.
На него объявлена охота!
И тех, и других интересует военный потенциал инопланетного оружия, изготовленного на основе биотехнологий, что позволяет использовать его только пришельцам. Мутировавшему Вайкусу инновационное оружие подвластно, людям — нет.
Затравленный, напуганный и отчаявшийся, он находит поддержку и приют в доме тех, кого еще сутки назад с особым цинизмом вынуждал переселиться в новую резервацию, больше напоминающую концлагерь. Отец и сын пришельцы спасают Вайкуса от погони.
Как оказалось, все эти двадцать лет (именно столько пришельцы гостят на Земле) инопланетный гость готовил топливо для звездолета и хранил его в цилиндрическом сосуде, который спровоцировал мутацию ван дер Мерве. Пришелец обещает обратить мутацию Вайкуса, но для начала нужно попасть на звездолет.
Персонаж Шарльто Коупли принимает решение отбить с помощью инопланетного оружия у корпорации MNU необходимый топливный элемент. Бок о бок с пришельцем Вайкус сражается попеременно то со спецназом корпорации, то с головорезами-нигерийцами. Далеко не сразу он отказывается от своего эгоизма и даже ставит под удар весь план, но в финале проявляет самоотверженность. Он жертвует собой — прикрывая отступление пришельца с сыном к звездолету.
Нет, Вайкус, конечно, остается жив, но… в обличье пришельца без надежды на «выздоровление», хотя инопланетный друг и обещал вернуться через три года за ним и за своими несчастными соплеменниками…
Образ Вайкуса ван дер Мерве в экшене, основанном на нетривиально переосмысленном фантастическом материале, обретает черты экзистенциального. Нам показан не супер герой, не полицейский и не военный, а обычный человек, с присущими ему слабостями и эгоизмом, который, однако, в решающий момент, преодолевая экзистенциальный ужас, принимает честное совестливое решение.
Такого героя, безукоризненно сыгранного Шарльто Коупли, я давно ждал в современном кино и, наконец, дождался.
Нил Бломкамп на фантастическом материале остро ставит проблемы национализма и расовой дискриминации, взаимоотношения культур, научной этики, нравственного выбора.
«Район № 9», гармоничная смесь экшена и драмы, — блестящий дебют молодого режиссера!
Личная оценка: 10 из 10.
Михаил Лайкин