Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Информационные технологии для качественного и доступного образования

Применение информационных технологий в образовании обычно сводится к двум основным направлениям. Сторонники первого стремятся использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии для включения в систему дистанционного образования тех лиц, для которых иной способ обучения вообще недоступен. Вряд ли такая форма обучения встретит возражения, однако есть противники, которые справедливо отмечают, что будущие студенты могут лишиться многих условий, необходимых для получения подлинно качественного образования, т. е. работы в лабораториях, в научных библиотеках, общения с преподавателями и студентами на семинарах и в неофициальной обстановке.

Представители второго направления пытаются использовать информационные технологии для уточнения и изменения того, чему учить и как учить. Имеется в виду освоение содержания учебного материала и овладение способами обучения в рамках традиционной очной формы. Но здесь возникает весьма щепетильная проблема, связанная с тем, что внедрение передовых технологий часто создает дополнительные преимущества успешно успевающим, активным и способным студентам, но не влияет на уровень подготовки основной массы обучаемых. Иными словами, использование информационных технологий, безусловно, способствует доступности получения образования, повышает его качество, но лишь для избранных, что не может удовлетворить образовательные потребности общества [I].

Поэтому неудивительно, что между доступностью образования и его качеством возникают вполне объяснимые противоречия, которые обусловлены тем, что основные образовательные ресурсы строго ограничены и имеют совершенно определенный денежный эквивалент: места в аудитории, книги в научной библиотеке, лабораторное оборудование, квалифицированные преподаватели. Что предпочтительнее: концентрировать или распылять эти ресурсы, улучшать качество или обеспечивать доступность? Или, быть может, поднять цены на образовательные услуги до такого уровня, чтобы стало возможным обеспечение всеми необходимыми ресурсами каждого студента? Вот вопросы, над которыми следует призадуматься.

На первый взгляд, кажется, что есть только инвестиционные пути развития образования, однако из истории известно, что одновременное улучшение качества и расширение доступности образования чаще всего происходят революционным путем [2]. Однако не будем забывать, что сфере образования присущ здоровый консерватизм, позволяющий ей выжить и сохранить эволюционным путем сложившуюся систему ценностей. Авторы исследований, посвященных развитию как отечественной, так и зарубежных систем образования (Б.С.Гершунский, Э.Д.Днепров и др.) [3: 4; 5: 6], характеризуя революционные изменения образовательной парадигмы, связанные со сменой культурных оснований, идей, принципов и целей, полагают, что в сфере образования повышение его качества и доступности всякий раз приводит к увеличению общей стоимости обучения.

Революции в образовании имеют важные последствия: появляются новые возможности повышения качества и расширения доступности образования. Это объясняется теми коренными изменениями состояния образовательной среды, которые вызваны внедрением технологических новшеств, обусловивших особенности каждой из этих революций. Широкое распространение таких «технологий», как бумага, перо и впоследствии печатный станок (первая революция), библиотек, лабораторий и лекционных аудиторий (вторая), микропроцессоров и телекоммуникаций (третья), способствовало появлению и развитию на каждом этапе новых научных направлений и специальностей, видоизменило взаимоотношения ученых и общества, усилило возможности унификации и вариативности использования учебных ресурсов.

В результате всех этих трансформаций расширилось пространство высшего образования и преобразилась его структура в соответствии с изменением педагогических парадигм: сначала от устного диалога времен Сократа к образовательным формам, которые включили чтение и письмо, а затем от независимых ученых времен раннего средневековья, обучавших учеников тогда, когда им заблагорассудится, к новой образовательной структуре, в которой кооперированные ученые и студенты работают вместе в колледже или университете.

Представим себе наставника, обучавшего маленькую группу студентов с помощью только объяснений и обсуждений. И вот преподавателю и студентам предложены также чтение с письмом. Безусловно, это значительно расширило доступность образования. Слова и идеи преподавателя, ученого, мыслителя становятся достоянием не только маленькой группы учеников, которым посчастливилось присутствовать в нужное время в нужном месте. Теперь сотни учащихся, а в конечном счете миллионы могут изучать Платона даже спустя тысячелетия после его смерти. Чтение, письмо и, безусловно, добавившийся позднее печатный станок заложили основу для значительного увеличения масштабов образования, изменили расстояние между учеником и преподавателем. Можно сказать, что дистанционное обучение появилось на свет в тот момент, когда учитель дал ученику рукопись и сказал: «Иди и читай».

В результате каждый умеющий читать может теперь изучить многие предметы, освоить больший объем учебного материала. В пределах той или иной области знаний ученики получили возможность мыслить плюралистически, обсуждать различные утверждения, версии, факты, выдвигая свои аргументы и предположения. За знания студента уже нес ответственность не только его непосредственный преподаватель. Как это ни парадоксально, такое увеличение дистанции между обучаемым и преподавателем наполнило новым смыслом содержание диалога. Ведь не всякий студент может сразу включиться в равноправный диспут с преподавателем. Нужно время, чтобы осмыслить сущность той или иной познавательной ситуации или задачи. Не надо торопиться, чтобы спонтанно отвечать на вопрос преподавателя или автора книги, полезно подумать над составлением ответа в приемлемом для обучаемых темпе. И подготовка к семинару с предшествующими чтением и записями только обогатила содержание устного обмена мнениями.

Все это, однако, повлияло на повышение стоимости образования. И хотя значительное число учеников получило доступ к размышлениям ученых, одно только чтение еще не гарантировало освоения содержания учебного материала на должном уровне. Ведь узнать, понял ли читатель автора, невозможно без диалога между ними. Надо учитывать также и то, что часто при копировании рукописей множились ошибки, а при тиражировании книг распространялись произведения, не имеющие должной учебно-воспитательной ценности, а нередко и просто низкопробные, а традиции устного народного творчества, в том числе и этнопедагогического характера, утрачивались. И все же заметим, что происшедшая революция, несмотря на проявившиеся недостатки, способствовала обеспечению доступности и качества образования и приобщению к новым ценностям культуры.

Почти через два тысячелетия после первой вторая революция объединила в своеобразный дидактический союз научные ресурсы и субъектов образовательной деятельности — преподавателей и студентов. Лекционные залы, библиотеки и другие средства дали новый толчок обеспечению доступности и качества образования. Интеллектуальные ресурсы были не просто собраны вместе, но и организованы в специальные, способствующие их развитию и сохранению структуры, в рамках которых научные исследования и обучение тесно переплелись. Образование теперь жестко зависело не только от места, но и от времени его получения, и это соединение времени и места в сочетании с коллективным творчеством существенно повлияло на педагогическое самосознание, на представления об организации взаимосвязанных исследовательской работы и процесса обучения.

Высшее образование становилось государственной ценностью, появилось понятие университетского города. Конечно, такие преобразования требовали определенных затрат. Наряду с расширением возможности получения образования для многих оно становилось невозможным, например, потому, что концентрация научных сил в университетских городах невольно разрушала сложившиеся научные школы на местах. Распространение лекционной формы работы в больших аудиториях осложнило процесс обучения, обусловило пассивность студентов, привело к некоторой потере контактов между лектором и слушателями.

Если то, что происходит сегодня в плане информатизации образования назвать третьей революцией, то здесь отчетливо просматриваются параллели с первыми двумя. К показателям этого очередного круга совершенствования в контексте доступности и качества образования отнесем следующие новации: новые формы предоставления информации, современные библиотеки, модифицированные формы обучения, инновационные структуры обучения. Далее о каждой подробнее.

Сущность первой заключается в том, что непосредственная, «живая» или записанная предварительно мультимедийная информация передается с помощью сети Internet или других телекоммуникационных средств. Использование современных библиотек позволяет увеличить объем и эффективность реализации интеллектуальных ресурсов. Сеть Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени. Конечно, такие библиотеки не предоставляют полного доступа к хранящейся в них информации.

По поводу новых форм учебных занятий выскажем такое суждение: если первая революция изменила семинарские занятия, добавив к устной форме чтение и ведение записей, а вторая революция обогатила учебный процесс благодаря лучшей его организации, то в настоящее время появилась совершенно новая возможность асинхронной и в то же время совместной работы студентов и преподавателей в режиме виртуальных семинаров и лабораторий. Для многих студентов такие формы работы предпочтительнее традиционных, поскольку позволяют им полнее раскрыть свои возможности, работая по удобному для них графику.

Говоря об инновационных структурах образования, заметим, что чтение и письмо способствовали появлению переписчиков рукописей, библиотекарей, а позднее печатников и издателей. Образование университетской структуры потребовало и административных усилий по поддержанию их деятельности, и дополнительных штатов, обеспечивающих функционирование научных лабораторий. Сегодня для придания образованию дополнительных возможностей существующие структуры должны быть подкреплены системами телекоммуникаций.

Подчеркнем особую роль образовательной среды. Она отражает совокупность тех ресурсов, учебных материалов, оборудования, технологий, которыми располагают преподаватель и студент. Каждая из революций коренным образом расширяла и изменяла текущее состояние этой среды. На каждом этапе соответствующие технологии оказывали помощь как преподавателям, так и студентам, способствовали появлению и развитию новых научных направлений и специальностей, меняли отношения ученых и общества. С помощью этих технологий можно было унифицировать или разнообразить учебные ресурсы. Столь похожее влияние оказали совершенно разные технологии, определяющие особенности каждой из трех революций: бумага, перо и печатный станок — в первой; лекционные аудитории, лаборатории и библиотеки — во второй; микропроцессоры и телекоммуникации — в третьей.

Однако сами по себе «технологии», будь то бумага, аудитория или компьютер, еще не означают каких-то перемен. Последствия их применения определяются тем, каким образом и с какой целью они ж пользуются. Поскольку же каждый раз способы и цели внедрения новых революционных технологий подобны, то схожим оказываются и результаты. Эти параллели; позволяют предположить, что в поиска: оптимальных путей внедрения информационных технологий в образование стоит обратиться к тому опыту, который накоплен на протяжении столетий использования и совершенствования ключевых технологий двух первых революций в интересах повышения качества и расширение доступности образования.

Обычно программы дистанционного образования нацелены на организацию максимально широкого доступа к нему с весьма нечеткими требованиями к качеству обучения. Что же следует ожидать от такой программы для создания предпосылок усовершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения. Попытаемся ответить на этот вопрос, опираясь на следующие аргументы.

Увеличение числа обучающихся должно оправдывать вложенные в программу виртуального образования средства, поскольку для дистанционного обучения даже небольшой группы учащихся потребуются дополнительные (по сравнению с традиционной формой) условия. Важно, чтобы такая программа, сочетаемая с использующимися технологиями и соответствующей структурой процесса обучения и стоимостью, соответствовала определенному числу студентов, а затраченные средства способствовали созданию образовательного пространства, превосходящего по своим возможностям потенциал традиционного университета.

Очевидно, предстоит создать Internet-библиотеку с наглядно структурированным предоставлением информации. Для этого нужно разработать специализированное программное обеспечение, облегчающее преподавателям и студентам поиск информации в сети (Internet, подумать о том, каким должно быть индивидуальное образовательное пространство, включающее наряду со ссылками на найденные в библиотеке источники дополнительные электронные ресурсы (базы данных, моделирующие программы и т.д.). Для эффективной работы такой библиотеки, особенно для студентов, необходимо подготовить вспомогательные страницы, содержащие обзорные и методические материалы, списки наиболее ценных источников информации (ссылок Internet) по данной предметной области. Безусловно, полезно привлечь не только преподавателей, но и самих студентов к подготовке таких страниц Internet. Однако для этой работы требуется определенная подготовка в области создания Veb-страниц, которая может быть реализована, например, в курсе информатики при изучении технологий Internet/ Технологии, которые выбираются для создания библиотеки новой формы, должны быть достаточно универсальными, позволяющими легко изменять и расширять всю систему, постоянно совершенствовать возможности работы с информацией для преподавателей и студентов.

Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый уровень за счет создания в сотрудничестве со специалистами в области педагогики, психологии и информационных технологий учебных материалов нового поколения, размещаемых в сетевой библиотеке. Сотрудничество со студентами, многоплановость создаваемой продукции (базы данных, моделирующие программы для виртуальных лабораторий, теоретические обзоры и списки ссылок на источники Internet), возможность получения независимой экспертизы со стороны многочисленных пользователей Internet — все это придаст учебно-методической работе действительно новое качество.

Далее, важно, чтобы в работе со студентами использовались методы обучения, активизирующие их отношение к изучаемому материалу, ориентирующие их на обсуждение в режиме виртуальных семинаров, переписку по электронной почте с преподавателем и студентами. Должны быть выработаны четкие и единые для всех преподавателей и изучаемых дисциплин критерии оценки знаний. Использующаяся в дистанционном образовании тестовая система оценки знаний явно недостаточна. Должны оцениваться также и самостоятельность, и активность студента. При итоговом тестировании важно наладить текущую проверку знаний с помощью специальных средств, доступных для работы в любое время, обеспечивающих обратную связь с преподавателем — явных или виртуальных, например с помощью подробного комментирования неверных ответов или средств, адаптирующихся к ответам студента и предоставляющим материал для выработки верного ответа.

Хорошо, если студенты будут иметь четкое представление о том, что требуется именно от них для получения качественного образования. Если они полагают, что достаточно слушать и запоминать информацию, то для преподавателя это сигнал: нужна помощь, следует изменить эту установку, побудив их к активному учению. Без соблюдения этого условия никакие усилия, предпринимаемые для повышения качества образования, не дадут позитивных результатов.

Попытаемся осветить проблему обеспечения качественного и доступного образования с другой стороны, когда внедрение новых информационных технологий осуществляется с целью улучшения качества образования для ограниченного круга студентов. Такой подход возможен, если разработаны и используются специализированные моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр или вычислительных экспериментов, реализации других дорогостоящих технологий и программных продуктов. Но и в этом случае следует руководствоваться принципами их использования, согласно которым при сохранении высокого качества обучения можно обеспечить его доступность.

Информация о существующих учебных ресурсах должна быть доведена до сведения всех лиц, для которых такие ресурсы могут представлять интерес, в том числе и представителей других вузов. Совместная разработка специализированных ресурсов преподавателями и учеными, представляющими несколько учебных заведений, гораздо в большей мере обеспечивает информированность всех заинтересованных сторон.

Правильная ценовая политика, безусловно, способствует росту доступности образования за счет, например, снижения платы за обучение, дополнительного набора студентов и дифференцированной оплаты отдельных курсов, зависящей как от успеваемости, так и от общего числа ранее изученных дисциплин и т.д.

Обучающимся надо предоставить право выбора наиболее доступной и удобной именно для него формы обучения. Не следует думать, что традиционная лекционная форма обеспечивает лучшее развитие коммуникативных навыков, чем дистанционная. Кроме того, эта форма не предоставляет возможности повторного изучения содержания лекции, в то время как технологии дистанционного обучения, предусматривающие видеозапись лекций, позволяют прослушивать их в удобное время, при необходимости неоднократно возвращаясь к нужным местам. В условиях, когда студенты очной формы обучения сочетают учебу с работой, предоставление им таких возможностей, безусловно, способствовало бы большей доступности образования.

Стоимость и, соответственно, доступность образования в огромной степени зависят от правильной стратегии закупки, разработки и использования программного обеспечения учебного процесса. Качественное образование должно ориентироваться на технологии завтрашнего дня. и именно им следует отдать предпочтение и сделать основой для распространения продуктов универсального назначения (электронных таблиц, систем управления базами данных), изготовляемых крупными фирмами, чем закупать доморощенные разработки других вузов. Заметим, кстати, что последние обычно требуют постоянной технической поддержки разработчика и морально устаревают еще до того, как удается наладить их бесперебойное функционирование.

Иллюстрируя возможности предлагаемого подхода к решению проблемы обеспечения качественного и доступного образования, остановимся на опыте, накопленном государственном университете, где все большее распространение получают различные формы организации учебно-воспитательного процесса, в которых комбинируются достоинства традиционного очного и дистанционного обучения. Можно выделить следующие направления совершенствования высшего образования: %u2022 в университете осуществляется финансирование работы, необходимой для формирования основ виртуального образования (создание учебно-методических комплексов, электронных учебников, развитие издательской базы, разработка новых форм и методов обучения), что способствует формированию образовательного пространства с более широкими возможностями получения качественного образования по сравнению с традиционным университетским;

%u2022 библиотека университета наряду с использованием электронного каталога предоставляет также электронные издания по многим направлениям: на специализированном учебном Veb-сервере университета и серверах отдельных подразделений представлены различные учебно-методические, демонстрационные и обзорные материалы, подготовленные, в том числе и с участием студентов, — все это служит хорошей предпосылкой для создания в будущем Internet-библиотеки;

%u2022 участвует в программе создания общероссийского виртуального образовательного пространства в качестве регионального центра. Информация об имеющихся учебных ресурсах, в том числе и из других вузов, участвующих в данной программе, в ближайшее время станет доступной через Internet всех заинтересованных лиц;

%u2022 для студентов ряда специальностей, обучающихся в филиалах университета, предлагаются новые методы обучения, способствующие улучшению его качества, — семинары, лекции, телемосты с использованием видеоконференцсвязи при активном участии студентов, переписка по электронной почте, выполнение коллективных проектов [7]. Ведется работа по внедрению на учебном Veb-сервере системы адаптивных тестов, обеспечивающих реализацию современных требований к организации автоматизированного контроля знаний.

Несмотря на то, что менталитет студентов постепенно меняется и они все глубже осознают именно свою долю ответственности и потребность в получении качественных знаний, преподавателям предстоит дальнейшая работа по формированию активного отношения молодежи к учению. Университетская база, а это современная научная библиотека, более 1000 компьютеров с доступом в Internet, предоставляет студентам в этом плане самые широкие возможности для самостоятельной поисково-исследовательской работы.

Итак, возможно различное видение того, как использовать современные информационные технологии для повышения качества и доступности образования. В упрощенном, но, к сожалению, распространенном представлении кажется, что все решает широкое внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, которым приписывается воистину волшебная сила. В этом случае обществу предлагается простое решение: достаточно обеспечить учебные заведения компьютерами и средствами телекоммуникаций, чтобы образование, как по мановению волшебной палочки, стало качественным, доступным и дешевым. Но даже самые лучшие и передовые технологии, применяемые преподавателями и студентами, без адекватной реорганизации учебно-воспитательного процесса оказывают деморализующее влияние и попросту расточительны. По существу, это то же самое, что привести в библиотеку малограмотного человека и ждать, пока он научится бегло читать и ориентироваться в книгах.

Апологеты прагматического подхода к использованию информационных технологии полагают, что с их помощью можно сделать образование более доступным, считая, что даже возможные потери могут повысить качество образования, но для ограниченного, наиболее подготовленного контингента студентов. Думается, что, руководствуясь предложенными нами принципами внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, можно улучшить качество и расширить доступ к образованию за счет интеграции ученых, преподавателей, студентов и ресурсов в рамках виртуального образовательного пространства. Естественно, решение этой задачи требует длительного пути, состоящего из многих итераций (лат. Iteratio — повторение), которые необходимы для исправления возможных ошибок, организации лучшего учета конкретных условий.

В определенном смысле можно предвидеть некоторые трудности, проводя аналогии с первыми революционными этапами развития образования. Как и тогда, студенты получили дополнительные широкие возможности в выборе способа изучения тех или иных предметов, но оказались еще дальше от преподавателя, который контролирует качество их знаний. И здесь вновь мы сталкиваемся с известными негативными последствиями: пассивностью в учении, низким уровнем коммуникативных навыков и самостоятельности, введением преподавателя в заблуждение относительно высокого уровня знаний. И точно так же, как и раньше, сегодня предстоит искать оптимальные способы организации новых форм учебной работы. Это может быть выполнение творческих коллективных проектов, при оценке которых обсуждается (очно или в виртуальном семинаре) и оценивается вклад каждого из участников; формирование и предоставление в сети Internet индивидуального образовательного пространства, включающего собранные обучающимися учебные и научные ресурсы по изучаемой дисциплине; участие в совместной работе в виртуальных научных лабораториях и сетевых деловых играх.

Нельзя оставлять без внимания проблему усиления ответственности самого студента за результаты обучения в ситуации, когда ему предоставляется множество возможностей выбора различных форм обучения, нужной информации в условиях дефицита времени. В такой ситуации важно помочь обучаемым правильно организовать режим учебной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого.

Очевидно, разрешение возникающих проблем возможно при условии, если первоочередные задачи будут решаться всеми организационными структурами учебного заведения, а не изолированной группой специалистов. По всей видимости, это и представляет одну из основных проблем, справиться с которой можно только в ситуации удовлетворения насущной потребности всех участников учебно-воспитательного процесса в обеспечении качественного и доступного образования.

Литература

1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. М.. 1998.

2. Ehrmann S. C. Technology in Higher Learning: A Third Revolution // Educom Review.1999. V. 34. № 5.

3. Гершунский Б.С. Философия образования. М.. 1998.’

4. Днепров Э.Д. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М., 1999.

5. Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО. Европейский центр но высшему образованию. М, 1996. 2001. № 2.

6. Gilbert S.V. A Vision Worth Working Toward // Levers for Change Resource Book, Washington: TLT Group, 1999.

7. Захарова И.Г. Реализация элементов дистанционного обучения на основе использования видеоконференцсвязи // Вестник ТюмГУ. 2001. № 2.

Ильхам Мидхатов

2159


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95