14 июля 1918 года родился шведский режиссёр, классик авторского кино, а также сценарист и писатель Ингмар Бергман. Его самые известные фильмы — «Седьмая печать» (1957), «Земляничная поляна» (1957), «Персона» (1966), «Шёпоты и крики» (1972), «Фанни и Александр» (1982).
Ингмар Бергман во время создания фильма «Земляничная поляна» (1957)
Бергман родился в семье лютеранского пастора и медсестры. Когда будущему режиссёру было девять лет, его брату Дагу подарили «волшебный фонарь» — распространённый в те годы аппарат для проекции изображений. Ингмар выменял у брата проектор, пожертвовав своей коллекцией оловянных солдатиков, и приступил к освоению устройства — снимал домашние мультфильмы.
В двенадцать лет Ингмар посетил театр теней, принадлежащий его тёте Лоттен. Он смог побывать за сценой театра на постановке пьесы «Игра снов» Стринберга и «впервые в жизни прикоснулся к магии актёрского перевоплощения». Помимо опытов с «волшебным фонарём», Бергман увлекается кукольным театром — придумывает пьесы, готовит декорации и освещение. Дальнейшая любовь к кино была вопросом времени.
Бергман учился искусствоведению в Стокгольме, однако оставил университет из-за увлечения театром, в котором уже начинал работать реквизитором (в частности, это работу он выполнял для постановки «Отца» Стринберга. В это время Бергман начинает писать собственные пьесы, одна из которых была поставлена в Студенческом театре в 1942 году и замечена руководителями крупной шведской киностудии. Он получает работу в студии — редактирует чужие сценарии, пишет свои. Первая его режиссёрская проба — несколько сцен по собственному сценарию в картине Альфа Шёберга. Надо сказать, что Бергмана в этот момент уже знали ключевые шведские кинематографисты, включая Шёстрема. С этого и начинается великая карьера.
Далее начались первые самостоятельные фильмы. Четвёртая картина Бергмана «Музыка в темноте» выиграла главный приз фестиваля в Венеции. Перечислять вселенское множество картин Бергмана бессмысленно, однако стоит сказать про, на наш взгляд, лучшую его картину «Седьмая печать», по сюжету которой рыцарь (Макс фон Сюдов) на фоне эпидемии чумы играет в шахматы со Смертью. Режиссёр вдохновился фреской «Смерть, играющая в шахматы» в церкви Тёбю. Рыцарь и его оруженосец путешествуют по чумной Европе, рассуждают о Боге и смысле, встречают людей и отделяют зёрна от плевел. Фильм был снят за 35 дней во дворе киностудии и с мизерным бюджетом. Премьера состоялась в 1957 году. В том же году картина получила специальный приз Каннского фестиваля.
Лив Ульман и Ингмар Бергман в 1968 году
Основные темы творчества Ингмара Бергмана — вера и кризис религиозности, разрушение традиционной семьи, личностные кризисы и перерождения. Делая основную ставку на крупный план лиц, признанных выявить полную гамму человеческих чувств, режиссёр, работая со своими актёрами, выражает точные мельчайшие свидетельства экзистенциальных переживаний персонажей.
За свою карьеру длиной в более чем сорок лет Бергман снял 46 фильмов, из которых 43 по собственному сценарию, один — документальный, три — телефильма; и выиграл все возможные престижные кинопремии. В 1987 вышла «Латерна Магика», автобиографическая книга о детских воспоминаниях, ранних постановках и фильмах. Бергман умер в один день с Микеланджело Антониони — 30 июля 2007 года.