Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Интерес: чтение

Опыт работы клуба по интересам для читателей-родителей

Ни для кого не секрет, что мы живем в эпоху мирового кризиса. Как мыльные пузыри, лопаются финансовые корпорации, прогорают биржи, закрываются концерны. Как выжить в эпоху глобальных перемен? Где искать опору в таком хрупком, нестабильном мире? Ответ на этот вопрос прекрасно знаем мы с вами, дорогие коллеги. Вечные ценности, такие как Семья, Дети, Культура, Искусство, и конечно же, Книги.

Сегодня не часто собираются, чтобы поговорить о книгах. Не о дамских романах или экзотических детективах, а о хорошей литературе, классической и современной. Об одном таком клубе, куда приходят родители поговорить о хороших детских книгах, я бы хотела рассказать.

В клубе собираются люди, чтобы обсудить книги, которые читают (или могут прочитать) их дети. Собираются, чтобы вместе обсудить книжные проблемы, связанные с воспитанием, взаимопониманием в семье, пересмотреть свои стереотипы в оценке событий как в семейной, так и в общественной жизни.

Об исключительной важности семейного чтения говорилось не раз. И это оправданно. Во-первых, для совместного чтения вместе собирается вся семья. Во-вторых, читая современную качественную литературу, одинаково интересную для детей и родителей, семья находит общие темы для обсуждения, ведь во многих семьях поговорить-то не о чем. В-третьих, сглаживаются поколенческие барьеры, и «отцы и дети» во время обсуждения книжных проблем, как правило, находят точки соприкосновения и во многих мнениях «совпадают», как принято говорить сегодня. Это очень важно для восстановления доверия в семье. Вести дискуссию грамотно и спокойно тоже надо уметь, и приобрести такой навык можно, обсуждая самые спорные книги. Самые деликатные темы можно и должно обсуждать в семейном кругу, чтобы встретившись с подобными проблемами в жизни, не растеряться перед непредвиденной реальностью.

И, наконец, семейное чтение — самое действенное решение проблемы нечитающих детей. Почему дети не читают? Может, в этом вина взрослых, небрежно бросающих «программную» книгу с обязательным напутствием: «Приду вечером — проверю»? Совместное чтение, напротив, уравнивает в правах всех членов семьи и позволяет почувствовать интерес к самому доступному и захватывающему познавательному процессу в мире. Ведь чтение — прежде всего интерес и удовольствие.

Именно к такому выводу пришли члены клуба семейного чтения, которых объединяют две вещи: все они — мамы и все они любят читать. Вернее, снова полюбили читать. Ведь ни для кого не секрет, что современной женщине-матери семейства сложно выкроить часок-другой, чтобы уединиться с книгой. Папы тем более заняты, а дети подчас предоставлены самим себе, и развлекаются у телевизора или компьютера. Проблема вторичной неграмотности населения одна из наиболее острых на сегодняшний день. Читать-то мы умеем, и буквы знаем, но сделать чтение постоянной душевной потребностью, эстетическим и эмоциональным наслаждением, способствующим нравственному совершенствованию и личностному развитию, получается далеко не у всех.

Клуб начинался как отдельный курс по детской литературе в одном из богословских институтов, где готовили катехизаторов, преподавателей воскресных школ, психологов. Только потом занятия детской литературой стихийно продолжились по инициативе слушательниц курса. Целью «Клуба по интересу к чтению» (так его можно назвать условно) является приобщение к чтению уже взрослых людей. Как говорит инициатор встреч, педагог Маргарита Белотелова, читая и обсуждая книги, члены клуба проделывают «совместный путь размышления. Мы готовы разбудить в себе читательское восприятие, вспомнить себя как читателя».

В Клуб ходят самые разные мамы. Разные роду занятий, по уровню образования, по социальному статусу. Ведущая этого чудесного клуба — библиотекарь-библиограф по имени Анна. Она разрабатывает тематические программы чтения, составляет списки книг, освещающих те или иные актуальные проблемы, формулирует вопросы для обсуждения. Поскольку проблемы самые злободневные, а книги захватывающе интересные, то клуб существует уже восемь лет.

Темы для обсуждения выбирают сами члены клуба. Это и размышления о девочках и первой любви, о мальчиках, их взрослении и мужании. Как воспитать девочку в любви и терпимости? Как подготовить ее к будущей семейной жизни, роли хранительницы домашнего очага, матери, жены, утешительницы и вдохновительницы? Как сделать из капризных сорванцов мужественных защитников своего дома, как научить не бояться брать на себя ответственность в современном феминизированном обществе? Одним словом, самые сложные проблемы воспитания и осознания себя в социуме ставятся и решаются на примерах прекрасных книг, мудрых и вечных. Родители читают не только свою любимую классическую литературу, но и самые «свеженькие» новинки. Ведь именно литература сегодняшнего дня наиболее остро реагирует на все наши проблемы.

Книги читаются самые разные: от «Детства Никиты» А.Н. Толстого до «Убить пересмешника» Харпер Ли. Вот примерный список книг по теме «Девочки. Первая любовь»: «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» Рувима Фраермана, «Здравствуй, Никто!» Берли Догерти, «Иакова Я возлюбил» Кэтрин Патерсон, «Дневник Анн-Мари» Мишеля Куаста, рассказы Марины Москвиной и Виктора Драгунского, «Саша и Маша» А. Шмидт, «Мама, папа, восемь детей и грузовик» А.-К. Вестли, «Великолепный господин Весельчак» М. Кивеля, «Как я появился на свет» К. Януш и М. Линдман, «Девочка-находка» и «Секреты» Жаклин Уилсон.

Тема «Мальчики. Воспитание самостоятельности и ответственности» заставила вспомнить о «Военной тайне», «Судьбе барабанщика» и «Тимуре и его команде» А. Гайдара, «Детстве Темы» и «Гимназистах» Гарина-Михайловского, «Детстве», «Отрочестве», «Юности» Льва Толстого, «Детстве», «В людях», «Моих университетах» Максима Горького, «Часах» Тургенева, «Без семьи» Г. Мало, «Дэвиде Копперфильде» и «Приключениях Оливера Твиста» Ч. Диккенса, о «Сердце» Э. де Амичиса, «Драконе» Е. Шварца, и снова об «Убить пересмешника» Харпер Ли.

Как видите, темы подбираются с учетом потребности родителей научиться быть воспитателями. Во время свободного обсуждения высказываются совершенно разные мнения, но все они выслушиваются и высказываются «на равных», поскольку «книг столько, столько читателей», — как верно констатировал Рубакин. К этому остается только прибавить, что читательских мнений о книге столько же, сколько у нее читателей. Принцип терпимости к чужому мнению, быть может, идущему вразрез с общепринятым, стереотипным или устоявшимся, главный для всех членов клуба. Его неукоснительное соблюдение дает возможность свободно высказывать свое мнение и позволяет рассуждать о книгах вслух, не стесняясь быть непонятыми и не угадавшими «правильное мнение».

Еще один принцип, соблюдаемый с особой тщательностью: читать книги по списку для того, чтобы было что обсудить. И это важное условие членства в клубе приобщило участниц к процессу чтения, несмотря на загрузку дома, на работе, в транспорте и т. п. Люди поняли, что чтение — настоящее наслаждение, а не программная обязаловка, что книги помогают разобраться в самых запутанных жизненных ситуациях, лучше понять себя и своих близких, психологию окружающих, объяснить самим себе самые сложные и нетривиальные вещи.

Обсуждая книгу А. Шмидт «Саша и Маша» (тема занятия «Любовь в семье: общение на равных»):

Анна (задает вопрос): «Как в книге изображается детство и в чем разница между жизнью жизнью их детей и наших?»

Ответ: «По-моему, разница в том, что у них дети всегда под присмотром. То соседи под боком, то мама дома, даже продавцы в магазинах и помочь всегда могут, и вмешаться, если что».

Вопрос: «Как звучит книга?»

Ответ: «Громко!» (Смех). «Там все время раздаются вопли и крики. Смотрите, какие глаголы использованы: Маша заорала, Саша завопил. Потому что у них возраст такой, чуть что — сразу ссора, и такая ситуация безвыходная, прямо клинч. Никто никогда не уступит».

Вопрос: «Кто помогает маленьким детям разобраться с их проблемами?» Ответ: «Рядом всегда взрослые, которые появляются в самую напряженную минуту. И изо всех сил стараются помирить их».

Реплика: «Очень важно, когда не куча воспитательниц вокруг, а кто-то из старших, из близких. А то вспоминаю фотографию, где моя мама в садике, в группе, а над головами детишек плакат: «Дети — в сад, мать — на работу!» (Смех). «Серьезно, есть такая фотография, и плакат такой был. В довоенном моем детстве. Ну, и как воспитанием заниматься? Какой уж тут индивидуальный подход!..».

Вопрос :«Как родители решают конфликтные ситуации?»

Ответ: «Все истории в книгах — маленькие психологические тренинги на тему „Как помирить малышей“. В главах обыгрываются разнообразные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети 4—5 лет и проигрываются пути разрешения конфликтов. Причем главная цель — любой ценой сохранить мир, помирить Сашу с Машей и общими усилиями загладить неловкости, виновниками которых они оказались. Если виноват кто-то из родителей, то его наказывают вместе с детьми. На одном родительском авторитете далеко не уедешь, так?»

Реплика: «Удивительно! Помню, как меня мама в детстве учила: „Отстаивай свою точку зрения! Если ты младше — уступи, если старше — научи младших“. Авторитет взрослых непререкаем всегда был. А тут дети и взрослые — общаются, уважительно, с юмором, и все по справедливости, и все так доброжелательны друг к другу… Нам бы такое воспитание…».

Вот лишь некоторые высказывания членов клуба о чтении и роли клубных занятий в повседневной жизни:

«Ребенку 12 лет. Читает он и читаю я. Появилось единое, что нас связывает — чтение». Ольга, мать двоих детей.

«Книга должна объединять поколения: младших, старших, средних. Она выступает как объединяющий фактор» Анна, библиограф.

«Когда читаешь, получаешь огромное удовольствие, как от путешествия». Светлана, мать двоих детей.

«Внутри каждого из нас сидит ребенок, который не дочитал». Анна, библиограф.

«Читая, мы, наконец, поняли, какой клад у нас в руках». Елена, мать троих детей.

«На занятиях клуба я ощутила безумную потребность что-то узнавать про детскую литературу». Ирина, молодая мама.

«С этой книги моя дочь начала читать» ( о книги Фарли Моуэт «Следы на снегу»). Екатерина, молодая мама.

Из приведенных выше высказываний мы видим, насколько важную роль играет книга в нашей духовной и интеллектуальной жизни. На заседаниях клуба нередко можно наблюдать такую картину: новенькая мама, придя впервые на занятие-обсуждение, со временем раскрывается как личность. Сначала робко, вполголоса, начинает высказывать свое мнение о прочитанном, потом ее монологи делаются более развернутыми, логически обоснованными, язык приобретает метафоричность, яркость, грамотность. Она поневоле заражается всеобщим интересом к чтению, и с удовольствием перечитывает то, что читала в детстве, заново открывает для себя то, что не дочитала в прошлом и «проглатывает» новинки. Каждая из участниц находит близкие по духу книги, любимых авторов, помогающих жить, а иногда даже выживать. Каждая чувствует острую потребность все больше времени посвящать чтению.

Одно из самых важных, на мой взгляд, достижений работы клуба — возрождение традиции семейного чтения на практике. Многим мамам удается собрать всю семью, во главе с отцом, и читать вслух, как в старые добрые времена. «Самое интересное — обсуждать книжки!» (из беседы с детьми 10—12 лет). Татьяна, мать двоих детей.

Делимся летними впечатлениями: О книге Кейт ди Камилло «Приключения кролика Эдварда». Ольга, мать двоих детей: «Когда я открыла книгу и стала читать, то была поражена до глубины души. Приключения этого кролика настолько грустные и трагичные, что невозможно читать, не сопереживая им. Я начала читать детям вслух за обедом, но слезы наворачивались у меня на глазах… Когда описывается, как кролик оказался на дне моря, потом на свалке, и все остальные приключения… Я просто передала мужу книгу, и он продолжил читать вслух, потому что у меня голос срывался все время… И еще: там такой возвышенный слог, как в Библии. Как будто библейская история описана, со страданиями, мытарствами и счастливым избавлением. Меня очень впечатлила эта книга! И детям понравилась, младший даже плакал, и даже мужу понравилось».

Открыть подобный клуб можно в любой библиотеке, детской или школьной. В работе подобного клуба соединяются деятельность библиотечного психолога и библиотекаря. Значение такого творческого тандема трудно переоценить. Если основная задача — психологическая адаптация в современном мире через приобщение к чтению, то практика подскажет, какие темы обсудить в конкретной аудитории, какие выбрать книги и как определить формат встреч. Процесс осознанного чтения с последующим обсуждением прочитанного в дискуссионной или свободной форме обмена мнениями помогает ярче проявиться основным личностным качествам: анализу, образному мышлению, рефлексии, эмпатии. Чтение в жизни членов клуба занимает все большую роль и становится важной формой проведения досуга. Возрождение традиций досугового чтения, как и возрождения традиции семейного чтения, чтения вслух, чтения про себя, обмена читательскими мнениями является важным этапом на пути преодоления функциональной неграмотности населения.

Главное — обратиться к книге, и она сама подскажет пути решения самых сложных вопросов, связанных с возрождением общенациональной и общечеловеческой культуры нашего поколения.

Ваша Мария Московская
главный библиотекарь
отдела изучения педагогики и психологии детского чтения
Российской государственной детской библиотеки.

1440


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95