Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Искусство быть родителями

В современном мире существует много подходов к воспитанию детей

Название статьи не случайно, поскольку стать настоящим Родителем - отцом, матерью - есть наивысшее благо и тяжелейший труд, который со временем, конечно, будет достойно вознаграждён, и награда ему - достойные, благодарные, воспитанные дети. Но бывает иначе - родители допускают ошибки, и зачастую результат бывает не самым лучшим. Что же это за ошибки и как их избежать? Какие методики воспитания существуют и каковы психологические особенности развития ребёнка на разных этапах его взросления? Мы решили в поисках ответов разместить на сайте 1001.ru статью Инны Снегирёвой.

Они обусловлены как особенностями национальной культуры и традиций, так и субъективным пониманием этого процесса каждым человеком.

Консультируя родителей, нередко слышу: «Мы использовали японский метод воспитания: до пяти лет позволяли ребенку ВСЕ и не делали замечаний!»

На вопрос: «А Вы знаете, какие способы используют японцы после того, когда ребенок достигает пяти лет?» - практически никто из взрослых не мог дать ответ.

В связи с этим стоит задуматься: нужно ли использовать методы, о которых нет даже частичного представления?

В первой части материала будет рассмотрен поэтапно японский метод воспитания, 
вторая часть посвящается анализу жизненных периодов ребенка, 
в заключении – речь пойдет о том, как исключить или минимизировать кризис, который наступает у детей в подростковый период.

Метод воспитания детей в Японии – «Икудзи» – предполагает три возрастных этапа:

  • 1 этап (от 0 до 5 лет). Ребенок – небожитель.
  • 2 этап (от 5 до 15 лет). Ребенок – раб.
  • 3 этап (от 15 лет). Ребенок – равный.

По японским традициям, начиная с процесса родов, между матерью и малышом закладывается прочная нить. Символом этой связи является засушенный кусочек пуповины, положенный в коробочку, на которой золочеными буквами написано имя матери и дата рождения ребенка. «Амаэ» - мама в переводе с японского, от производного глагола «амаэру» - означает «покровительствовать».

В период до пяти лет ребенку действительно позволяют быть свободным. 
Ему не делают замечаний в категоричной форме, не повышают голос. 
Но акцент идет на развитие чувств. Поломанная игрушка, разбитая чашка – не повод для крика, а возможность объяснить малышу то, что даже неодушевленный предмет испытывает боль. 

Таким образом развивается способность сочувствовать и обозначается тенденция к ответственности за свои поступки. Важной частью является собственный пример родителей, их уравновешенность и способность объяснять, что могут чувствовать другие.

С трехлетнего возраста особое внимание уделяется позиции ребенка в социуме, где ему прививаются навыки поведения в обществе. Детей учат друг друга понимать.

Отсюда вывод: попустительство, которое наши соотечественники благородно называют японским методом, очень далеко от того, что закладывается в стране восходящего солнца.

Второй этап, который называется «Ребенок - раб», очень режет наше восприятие.
По этой причине использование японского метода в нашей стране на данном моменте заканчивается. Новые «способы» воспитания формируются сами собой: от попустительства до чрезмерной строгости.

Что касается японцев, то в этот период их дети научились чувствовать и понимать других людей. Именно поэтому их начинают приучать к дисциплине и труду. А «раб» - это может быть условное понятие. Самое главное, у ребенка сформировано доверие к родителям и умение вести себя в коллективе.

Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков и бесконфликтности в обществе. К этому времени у ребенка развита ответственность за свои поступки, и на него возлагаются определенные обязанности, которые с каждым годом увеличиваются.

Таким образом, к пятнадцати годам может быть сформирован самостоятельный человек. Это в общих чертах, и любой метод будет работать, если предполагается система, о которой имеется полное представление.

Чтобы лучше понимать особенности детей, рассмотрим этапы их развития по периодизации Эриксона.

Период базового доверия (или недоверия) к миру.
Продолжается от рождения до двух лет.

У новорожденного нет представления ни о себе, ни о внешнем мире. У ребенка есть целый ряд потребностей: тепло, уход, пища, присутствие мамы, без удовлетворения которых он не выживет. Если малыш все это получает, то у него формируется доверие к миру. Это базовое чувство, посредством которого закладывается личностный фундамент.

С самых первых дней родителям важно учитывать, чтобы физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие присутствовали в жизни ребенка.

  • Для физического развития необходимо здоровое питание, уход, прогулки, создание условий для того, чтобы ребенок своевременно смог сидеть, ползать, ходить.
  • Что касается эмоционального развития, то его не может быть много. С первых дней ему нужны добрые слова и нежные прикосновения.
  • К первому году жизни интенсивно набирает обороты и интеллектуальное развитие. Посредством общения со взрослыми у него формируется понятийный аппарат. И количество имеющейся информации зависит напрямую от того, насколько родители с ней знакомят.

Если в возрасте одного года – двух лет основным методом борьбы с капризами и непослушанием является переключение внимания на что-то интересующее ребенка, то к периоду от двух до четырех лет важно научиться договариваться с ребенком.

Период автономии ребенка. 
Продолжается от двух до четырех лет.

Детский негативизм и упрямство – отличительные особенности этого жизненного этапа. Бороться с упрямством бессмысленно, а искать пути для того, чтобы научиться положительно влиять на ребенка и менять его поведение, необходимо. Очень важно, чтобы дети в этом возрасте формировали понимание того, что их поступки ведут к результатам. Они могут быть разными. Есть такие, которые нужно исправлять, а есть те, которыми гордятся их родители. При таком раскладе самооценка ребенка сформируется адекватно.

Ключевая потребность, характерная для этого периода – «Я сам». В связи с этим, надо давать возможность детям проявлять себя, а также объяснять, по какой причине что-то ему запретили, предлагать альтернативу. Таким образом будет развиваться гибкость мышления ребенка, и его реакции со временем будут менее импульсивными.

Полного послушания и повиновения, как мечтают многие родители, от этого периода ожидать не стоит. Но стремиться к тому, чтобы с ребенком можно было договориться – главная цель.

Период инициативы. 
Продолжительность от четырех до шести лет.

Ребенок очень зависим от мнения и оценки его действий взрослыми людьми. Ему необходимо признание. Ошибка взрослых в том, что дети слышат от них много критики и мало похвалы. Критика должна носить конструктивный характер.

Обсуждается не ребенок, а поступок. Примеры: «Ты у меня такая умница, но твой поступок меня огорчил…», «Я так сильно тебя люблю и переживаю за то, что так у тебя получилось… давай подумаем: как исправить?».

В силу того, что это период инициативы, - не стоит ее исключать в тех ситуациях, когда ребенок неправ. Пусть он сам скажет, как он готов исправить ошибку. А если у него не получится, то понять и объяснить: как следует это сделать. При таком подходе - доверие, сформированное еще в базовом периоде, станет более прочным.

Период активности. 
Продолжается от шести до одиннадцати лет.

В этот жизненный этап ребенок поступает в школу, и у него формируется собственная нацеленность на результат. (При условии, что пройденные периоды прошли успешно). Мнение и оценка в данный период важны уже не только от родителей, но и от других взрослых людей (учителей, тренеров).

Самое важное – не перегрузить ребенка усиленным «развитием». Если школа предполагает полную мобилизацию и ответственность, то увлечения должны в большей части расслаблять. В редких случаях удается вырастить отличника и одновременно чемпиона международного класса в каком-либо виде деятельности. Чему-то в любом случае должен быть отдан приоритет. Иначе выгорание неизбежно.

Если к этому периоду сформированы гармоничные отношения с ребенком, то кризис подросткового возраста минимизирован или исключен.

Общие рекомендации, которые стоит использовать родителям в общении с детьми:

  • Интересоваться не только качеством его успеваемости, но и всем тем, что происходит в других сферах жизни. Если это будет заложено еще в дошкольный период (разговоры о том, с кем он дружит в детском саду, кому доверяет, из-за кого огорчается, как складываются отношения с воспитателями, учителями, с ребятами со двора), то к подростковому периоду определенная открытость сформируется.
  • Советоваться с детьми. Это нужно для того, чтобы ребенок мог смело высказывать свое мнение. Подчеркивать ценность того, что он говорит. Констатировать его взросление.
  • Стараться находить пути решения сложных ситуаций, тем самым давать ребенку понять, что выход всегда можно найти.

То дружеское начало, которое будет заложено, станет отличным фундаментом на всю дальнейшую жизнь!

Инна Снегирева

Источник

681


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95