Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Исполнилось 100 лет со дня рождения автора песни из фильма «Карнавальная ночь»

Шедевр Вадима Коростылева был рожден на спор

3 августа исполнилось сто лет со дня рождения поэта, драматурга, сценариста Вадима Коростылева (1923–1997). Комсомольцем он добровольно ушел на фронт в первые дни Великой Отечественной, пережил тяжелую контузию, поступил в Литинститут в военном 1943-м, а после Победы отправился на Север и писал стихи об освоении безлюдных суровых территорий. Но это только первая глава биографии автора самой оптимистичной песни из фильма «Карнавальная ночь», той самой, где в припеве поется: «И хорошее настроение не покинет больше вас».

Вадим Николаевич написал сценарий к фильму «Айболит-66», все песни из этой киноленты, придумал Вовку, побывавшего в Тридевятом царстве, и много других любимых несколькими поколениями персонажей, не переставая при этом создавать пьесы для отечественных театров. О сложной творческой судьбе выдающегося писателя корреспондент «МК» побеседовал с его дочерью Мариной Коростылевой.

Шедевр Вадима Коростылева был рожден на спор
ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Марина Вадимовна, ваш отец поступил в Литературный институт им. Горького в переломном военном 1943 году. Удивительно, что писательский вуз вообще работал в такое сложное для страны время.

— Папа стал добровольцем в первые дни войны, их взвод не успели оформить, а он уже получил контузию. Их бросили на рытье траншей, враг атаковал, потом отец полтора года пролежал практически парализованный. Из-за того, что все это не было оформлено должным образом в неразберихе первых дней ВОВ, он не считался участником войны.

Поступил в Литинститут, учился в поэтическом семинаре, главным его учителем, насколько я понимаю, был Илья Львович Сельвинский (яркий представитель русского авангарда, теоретик стиха. — И.В.). Еще среди педагогов был Осип Брик. Больше ничего толком не знаю, кроме того, что в какой-то момент в институт начали приходить молодые писатели с фронтовой биографией.

Понимая, что ему тоже нужен крутой жизненный опыт, Вадим Коростылев оставил учебу и завербовался на Север, возглавил Карскую экспедицию (по западной части Северного морского пути), по итогам которой опубликовал две книжки стихотворений: «За Полярным кругом» и «Север и юг». И приехал в Москву на Всесоюзное совещание молодых писателей уже как делегат Крайнего Севера.

— Региональные и всесоюзные совещания молодых писателей, учитывая, сколько будущих классиков через них прошли, были эффективным «социальным лифтом» советской эпохи.

— Да, безусловно. И то, что он был представитель Крайнего Севера, а не мальчик с Гоголевского бульвара, было существенно. Хотя не скажу, что ему это дало конкретно, но, видимо, куда-то протолкнуло. Дальше его жизнь была связана с профессиональной драматургией, а не с поэзией.

— В разных источниках Вадима Николаевича называют продолжателем в детлите традиций Чуковского и Евгения Шварца.

— С именем Корнея Ивановича нужно быть аккуратным, потому что между ними был небольшой конфликт, который потом забыли. Отец скорее на Шварца ориентировался. И на Хармса, если говорить о детской литературе. А что касается интереса к истории и взрослых пьес, то для него образцом был Юрий Николаевич Тынянов. Его фраза «Есть документы парадные, и они врут, как люди» была для отца ориентиром.

— Из-за чего случилась ссора с «дедушкой Корнеем»?

— Фильм «Айболит-66» начинался с пьесы «О чем рассказали волшебники», которую в ТЮЗе в 1957 году поставил Ролан Быков (это был его режиссерский дебют). В спектакле по айболитовским мотивам Быков играл Бармалея, а Лилия Князева — обезьянку Чичи. А в самом начале на сцену выходил Айболит и пел песенку:

В английской сказке я Дулитл, а в русской — Айболит.

Ведь вы не скажете «болитл», а скажете «болит».

Теперь вам будет ясно вот, зачем был нужен перевод.

Потом Чуковскому пришлось признать, что его «Айболит» был вольным переводом сказок Хью Лофтинга.

— В 1967 году, когда «Айболит-66» вышел на широкий экран, сколько вам было лет?

— Я училась в пятом классе.

— Экранизация пьесы — целиком заслуга Ролана Антоновича?

— Быкову она очень нравилась, когда он пробился в кино, то стал соавтором сценария вместе с отцом. Но был написан в списке авторов вторым, хотя по алфавиту был первым, то есть мы понимаем, что он не главный человек в этом сценарии. Как бы там ни было, он очень многое привнес в картину и все это пробивал, везде подавал так, что его проект получалось снять.

— Хорошо рекламировал свои задумки?

— Скорее, продвигал. Ролан Быков был гением: и артистом, и личностью.

Когда этот маленький человек показывал тебе белый лист бумаги и говорил, что это черный лист, через минуту уже ты был готов убить каждого, кто в этом усомнится.

— Получается, художественный фильм возник не на пустом месте, а опирался на прочную литературную основу?

— Если вы о произведениях Чуковского, то у папы основные линии, обработка сюжета, взаимоотношения персонажей были совершенно иными.

А из пьесы в фильм перешел театральный ход с волшебниками, рассказывающими эту сказку. Такой ход нравился Быкову, и отец стремился сделать именно театрализованное кино.

— Давайте вспомним о хитах «Айболита-66». Песни «Ты лети, моя акула» и «Нормальные герои всегда идут в обход» были в пьесе или писались специально под фильм?

— Под фильм. Пьеса была «поющей», но что-то вошло, что-то не вошло. «Мы больные обезьяны» вошло, но многое было дописано. Тем более что был другой композитор — Борис Чайковский.

ВАДИМ КОРОСТЫЛЕВ С КУКЛОЙ АЙБОЛИТА.ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Песни Бармалея и других героев сразу ушли в народ? Ваши школьные друзья, скажем, напевали их?

— Я такого не помню. Да и песни пошли в народ взрослый, а не детский. У отца же в произведениях, как и у Шварца, каждый возраст «снимает свое». Фильм был интересен детям и взрослым, но тем и другим интересен по разным причинам.

Когда я пересмотрела «Айболита» через 20 лет после выхода, уже во взрослом состоянии, возникло ощущение, что я его никогда не видела.

— А насколько сильным было ваше детское впечатление?

— Достаточно сильным. Мне нравились Айболит и Бармалей, его я уже не боялась, как при просмотре спектакля. Я уходила из зала каждый раз, когда злодей догонял Айболита, вставала и говорила: «Мама, я сейчас не могу, мне надо домой». И тут же быстро шла по проходу, кто-то хватал меня за юбку и сажал обратно. Зажмурив глаза, смотрела дальше. А к фильму я была сознательная барышня, страшно не было, и я могла оценить все достоинства картины.

— В первый раз смотрели в кино?

— Конечно. А где еще можно было его увидеть?

— По телевизору.

— Понимаете, фильм критики достаточно больно «били», как раз за театрализованность. Так что популярным он стал значительно позже, по телевизору его довольно долго не показывали.

— А «Вовка в Тридевятом царстве» сразу «зашел» советским гражданам или понадобилось время на принятие зрителем?

— «Вовка» как раз сразу пошел в народ. Потому что там много вещей понятных и полезных для детской аудитории, когда просто, незатейливо, с юмором идет речь об основополагающих жизненных вещах.

— Мультфильм о приключениях маленького лентяя подарил нам столько крылатых фраз: «И так сойдет», «Ничего вы не понимаете в царской жизни», «Хочешь — пирожное, хочешь — мороженое», «Вы что, и конфеты за меня есть будете?»… Не может быть, чтобы все они придумались так сразу. Был ли у вашего отца блокнот, куда он записывал удачные фразы, а потом использовал в работе?

— Нет. У него как у остроумного человека удачных фразочек было с избытком. Тогда у писателей появилась такая игра: если кто удачно шутил, а рядом оказывался юморист, он произносил: «Покупаю». Отец шутки «продавал» со страшной силой. Выдавливать афоризмы из себя ему не приходилось, хватало дарования, чтобы делать это легко.

— Давайте из 1965-го вернемся на девять лет назад — к шедевру 1956 года «Карнавальная ночь». Есть ли возможность четко разделить, слова каких песен комедийного мюзикла написал Владимир Лифшиц, а каких — Вадим Коростылев?

— Отец считал, что он в этом фильме только одну песню написал — «Хорошее настроение». Какие-то строки, кажется, он сочинил для «Танечки», но «Пять минут», «Песенка о влюбленном пареньке» — это все Лифшиц.

— Как создавалось «Хорошее настроение»?

— Существует целая история. Когда все песни уже были написаны, Эльдар Александрович Рязанов понял, что нужна еще одна, где были бы слова про хорошее настроение. Он обратился к Лифшицу, но тот вдруг отказался: какой-то примитив, ну что за хорошее настроение?

И Рязанов пошел к своему приятелю, моему отцу, зная, что тот пишет какие-то песенки и стихи:

— Вадим, ты можешь написать такое?

— Да, вообще не вопрос.

И они вместе отправились к руководителю «Мосфильма», тому самому «великому и ужасному» Ивану Пырьеву.

Рязанов ему говорит, что нашел вполне приличного молодого человека, нагло утверждающего, что он может очень быстро (а нужно было именно так) все написать.

Пырьев спросил:

— Что вам нужно, молодой человек, для этого?

— Стол, стул, бумага, перо, хороший крепкий чай с лимоном, приличные бутерброды, и я часа за три-четыре все напишу.

Тот совершенно обалдел от наглости и переспросил:

— И что, это будет хорошо?

Мой отец ответил:

— Это будет самая популярная песня, все ее будут петь.

— И я буду петь?

— Да, и вы.

— Этого не может быть, я никогда ничего не пою!

— Я здесь у вас видел бутылку коньяка, давайте на нее поспорим?

Пырьев развеселился, сказал: «Давайте». Рязанов «разбил» руки. Спор состоялся.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

В этот же день текст, действительно завершенный за пару часов, отправили поездом в Ригу, где жил композитор Анатолий Лепин. Лепин за два-три дня написал музыку, прислал клавир (переложение для фортепиано оркестровых и симфонических произведений. — И.В.). Людмилу Гурченко пригласили на студию, она села к фортепиано, разобрала, спела — всем страшно понравилось.

Как гласит легенда, через какое-то время отец шел по коридору киностудии, а навстречу ему из-за угла показался Пырьев, напевающий: «И хорошее настроение не покинет больше вас». Таким образом у нас в доме оказалась роскошная бутылка невиданного французского коньяка.

— Как относилась к песне Гурченко, тепло ли они общались с Вадимом Николаевичем, не мешал ли ее статус советской суперзвезды? 

— На тот момент она суперзвездой не была. Но в любом случае они общались хорошо, она о нем всегда с нежностью вспоминала.

С одной стороны, конечно, эта песня ей поперек горла была, хотя и сделала ее в какой-то степени знаменитой: но где бы она ни появлялась, ее просили петь именно «Хорошее настроение».

Остальные песни «Карнавальной ночи» были привязаны к Новому году, а эта песня общечеловеческая, поэтому зал всегда и везде подпевал Гурченко.

— В «Хорошем настроении» был огромный заряд позитива, простого человеческого счастья, за которое не нужно было благодарить Сталина, партию и Советскую страну. В заглавной песне есть пропаганда: слова о хорошем пути «паренька, без пяти минут мастера», а у вашего отца мы видим полную свободу и оду радости. Причем это в самом начале оттепели.

— Как всякий одаренный человек он хорошо чувствовал время. Да и сам был достаточно позитивным человеком.

— Юрий Ряшенцев хвастался, что за гонорар от песен к «Трем мушкетерам» купил первую машину.

— Он ее купил, видимо, не на сам гонорар, а на отчисления от исполнения. Автомобиль появился и у нас благодаря «Хорошему настроению». А еще на своей площади в «коммуналке», где отец родился и вырос, наша семья выстроила крошечную кухню и ванную, у нас был только общий вход, а дальше все свое.

— Где Вадим Коростылев предпочитал творить: в московской квартире? На загородной даче?

— И в Москве, и на даче на Николиной горе. Мы там домик сначала снимали, а потом купили. Он обожал Николину гору, собирался с друзьями, читал им новые пьесы. Его постоянным слушателем был, например, академик Воробьев, гематолог с мировым именем. Там же было научное сообщество в основном, кооператив работников науки и искусства, из искусства одни композиторы: Прокофьев, Хренников, потом Пахмутова там поселилась. Это была не писательская скворечня.

Папа вообще отдельно от всего существовал, мы прожили столько лет в коммунальной квартире, потому что он и мама не хотели категорически перебираться в писательские дома в районе метро «Аэропорт».

— С кем из современников-литераторов ваш отец поддерживал теплые отношения?

— С Сергеем Михалковым они были хорошо знакомы, вместе ездили во Францию, но уже потом, не в пятидесятые годы. Могу назвать еще нескольких: Галич, Леонид Данилович Агранович, папа Михаила и дедушка Алексея Аграновичей. И детский поэт Роман Сеф.

— Ваш папа был знаменитостью или оставался в тени?

— Его никуда не приглашали как «нерекомендованного драматурга». Поясню, что значит эта формулировка Министерства культуры. Свои главные пьесы отец начал создавать к концу оттепели. Первую удачно прошедшую пьесу «Бригантина», поставленную в 73 театрах, запретил цензурный комитет.

Когда она читалась цензорами «про себя», казалась вроде бы ничего, но когда слова стали со сцены произносить, стало понятно, что она не очень советская.

И дальше все взрослые произведения проходили с трудом, МХАТу позволили ставить «Дон Кихот ведет бой», но запретили другим театрам. В Театре Вахтангова «Шаги командора» удалось выпустить, но меньше чем через год партийные органы спектакль велели снять.

— Вашего отца можно назвать «антисоветчиком», человеком, согласным с «генеральной линией», или он, как многие, балансировал посередине?

— Он не был прямо оппозиционером, хорошо понимал все за и против. Но в доме всегда был самиздат, и с пятого класса, когда мне стали давать читать Солженицына и «Доктора Живаго», я знала, что об этом нигде нельзя упоминать.

И папа продолжал дружить с Галичем (когда тот из благополучного драматурга перешел в разряд гонимых властью), заключал договора на какие-то его песни на свое имя и отдавал ему деньги, когда Александр Аркадьевич бедствовал. Но это, к слову, не один отец делал.

Плюс ко всему он женился на дочери врага народа и все про это понимал задолго до XX съезда.

1986 ГОД. ЛЕТО. С ЖЕНОЙ ЗАИРОЙ И ДОЧЕРЬЮ МАРИНОЙ.ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Кроме Рязанова кто-нибудь предлагал выступить в роли автора песен?

— Я сама относительно недавно узнала, что в фильме «Случай на шахте восемь» Владимира Басова звучит песня на слова Вадима Коростылева:

Раскудря-кудрявая девчонка, девчонка, девчонка,

Что обходишь ты меня сторонкой,

И не глядишь ты на меня?

Прелестная вещь, с композитором Михаилом Зивом они подружились с этой совместной работы. Были и другие песни в кино: к телевизионному фильму «Ученик лекаря» (1983 год), и ко всем своим фильмам отец писал песни, включая «Король-олень», «Честное волшебное» и «Тайну Снежной королевы».

— Были ли у вашего папы концерты, встречи с юными читателями/зрителями, звали ли его в «Голубой огонек»?

Концертов не было никогда. А все песни были «безымянными», мы это называли внутри семьи так: «слова народные». И это на самом деле высшая форма признания для писателя, когда сограждане думают, что его песни придумал сам народ.

Марина Коростылева прислала в редакцию фотографии небольшой пачки машинописных страниц. «Это Размышлизмы и несколько стихотворений отца, которые нигде не публиковались», - написала Марина Вадимовна. С ее согласия «Московский комсомолец» впервые публикует произведения, хранящиеся в писательском архиве. 

Чистый лист бумаги – это окно в самого себя. Очень трудно его открыть!

На Руси каждый кузнец своего несчастья… И выковывает он его художественно!

Талант списывает у жизни, а гений - у Господа Бога.

Там, где кончается банальность – начинается мышление.

Искусство – это организованный бред!!!

Мы научились несовершенно думать, но зато чувствовать мы разучились совершенно!

На все мы злимся: на судьбу, на землю,

На гостя, если засиделся гость.

Ну, а сама земля - она не дремлет,

По капле собирает нашу злость.

И возвращает нам. И ты попробуй

Понять.

Что достаются нам сполна,

Как перевоплощенье нашей злобы –

Цунами, эпидемии, война.

***

Не обижайте взрослых,

Пожалуйста, не надо,

Не обижайте взрослых

Суровых и больших.

Когда у них обида,

Они томятся рядом,

Они не смеют плакать

И очень жалко их.

Они не могут с вами

На улице подраться,

Они уже большие,

Чтоб к маме убежать.

Когда у них обида,

Им некуда податься,

Пожалуйста, не надо

Взрослых обижать!

Иван Волосюк

Источник

258


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95