Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Умерла легендарная Настасья Филипповна

Последняя воля Юлии Борисовой: никакого прощания

Наверное, это страшная новость последнего времени — ушла из жизни Юлия Борисова. Народная артистка СССР, легендарная принцесса Турандот, вторая исполнительница этой роли после Цецилии Мансуровой. Яркая и демоническая Настасья Филипповна из фильма «Идиот». Самая тихая, но самая необыкновенная звезда на театральном небосклоне страны.

 

Она действительно жила как затворница: только театр и только дом. Хотя везде была желанна — заполучить Борисову в качестве участника или почетного гостя мечтали все. Но только не она — для неё это всё суета, пустые траты эмоций. Не аскет, не монашка — просто актриса в самом высоком смысле этого слова, и высоту эту она определила сама для себя — Служение. 

А ведь её не хотели принимать в театральное училище. Да и она, девчонка из старой московской семьи, где достаточно серьезно относились к вопросам религии, не была уверена в себе, что её примут в театральное училище имени Щукина. Но взяли, причем с оговорками, не особо выделяя среди ярких красоток, которых традиционно предпочитали брать в школу при Вахтанговском театре. А у неё — две тугие косы, чёлка, пухлые щёчки.

Кого такая может играть? Деревенских девчонок, купеческих дочек, юных москвичек-энтузиасток? Время показало, что границ её амплуа нет. Героиня с глубоким драматическим чувством, трагизмом или смешная, лирическая. Надо, колесом пройдет, но так, как это сделает только королева. 

Известный режиссер Рубен Симонов, главный человек Вахтановского театра решился делать вторую редакцию легендарного спектакля своего учителя «Принцесса Турандот» только тогда, когда понял, что у него есть и принцесса, и другие молодые исполнители главных ролей. Принцессой стала Юлия Борисова. Её явление в спектакле было пятым, но каким эффектным! 

Кто это дерзновенно возмечтал

Проникнуть в смысл загадок, невзирая

На множество примеров, и желает

Позорно кончить жизнь?

Вопрошала она своим звонким, но при этом каким-то гортанным перекатывающимся звуком, который потом на многие годы станет фирменным борисовским голосом. Его нельзя будет перепутать ни с каким другим.

Дальше будут роли, которые войдут в золотой фонд Вахтанговского театра и станут его визитной карточкой — Настасья Филипповна в «Идиоте», Клеопатра в «Антонии и Клеопатре», Гелена в «Варшавской мелодии», Стелла Патрик Кэмпбелл в «Милом лжеце», королева Анна в «Стакане воды», Кручинина в «Без вины виноватые». 

С ней обожали работать режиссеры разных школ. Когда Вахтанговский театр возглавил Римас Туминас, она сыграла у него в «Пристани» и в «Евгении Онегине». Последней театральной работой Юлии Константиновны стал спектакль «Возьмите зонт, Мадам Готье», который играли на Новой сцене театра.

Самое поразительное, что на премьере, да и на всех последующих спектаклях было даже не то, как она играла (высочайший уровень игры не обсуждался), а то, что актриса в свои 90 весь спектакль провела на высоких каблуках, в длинном платье с абсолютно прямой спиной. Я ловила себя на том, что ужасно боялась, как бы Юлия Константиновна случайно не зацепилась бы за длинный подол и не упала. Наверное, об этом думали многие тогда. Но у высочайшего профессионала, каким была Юлия Константиновна, такого не могло произойти.

Последние годы она находилась дома — болезни не позволяли уже выходить на сцену. Она изредка приходила в театр и даже была на открытии памятника Евгению Вахтангову, установленного возле главного входа. 

Но время никого не щадит — ни гениев, ни злодеев. Последние полгода своей жизни Юлия Константиновна провела в одной из московских клиник под наблюдением врачей. Её пребывание там оплачивал театр, и как рассказал мне директор Кирилл Крок, это обходилось в 500 тысяч за полтора месяца.

— Но никаких денег не жалко, лишь бы у Юлии Константиновны был достойнейший уход, наблюдение врачей. Это не тот случай, когда надо считать деньги, — говорит Кирилл Крок.

Борисова всегда далекая от шумихи и суеты, избегала общения с журналистами, не давала интервью. Поэтому вполне понятно её последняя воля, озвученная родным — не устраивать никаких пышных похорон и прощания в театре. Также неизвестен день и место погребения. Прощание пройдет в кругу семьи: на сегодняшний день это семья сына — невестка Наталья, внучка Дарья (она работает в театре Вахтангова) и любимые правнуки.

Марина Райкина

Источник

177


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95