Всю прошлую неделю Дальний Восток жил в состоянии топливного коллапса. На заправках – километровые очереди, цены взлетели до 100 руб., в одни руки выдавали не больше 20 литров. пришлось даже задействовать неприкосновенный запас.
Почему такая ситуация стала возможна в стране, которую иногда называют «бензоколонкой»? Что ждёт цены на бензин, нефть и газ в 2021-м? Эти темы «АиФ» обсудил с президентом Института энергетики и финансов Марселем Салиховым.
Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?
Михаил Калмацкий, «АиФ»: Марсель Робертович, что произошло на Дальнем Востоке?
Марсель Салихов: Причиной стал дефицит топлива. Хабаровский НПЗ – один из двух заводов, обеспечивающих топливом Дальний Восток, остановился на ремонт. Он занял больше времени, чем планировалось. В результате запасов топлива на время простоя оказалось недостаточно. Тем более возник ажиотажный спрос на бензин: опасаясь, что завтра его может не быть, люди стали закупаться впрок. На АЗС крупных компаний можно было купить топливо, но там образовались большие очереди, и кто-то стал продавать в них места. Одновременно начали продавать канистры бензина через интернет. Не знаю, насколько законны были такие действия, но с точки зрения экономики – так и работает рыночный механизм. Если какого-то товара не хватает, рынок будет искать баланс за счёт увеличения цены. Конечно, такого происходить не должно. Компаниям, которые выводят в ремонт НПЗ, нужно создавать пусть даже избыточные запасы, чтобы подстраховаться на случай возможных технических проблем. С этой недели Хабаровский НПЗ уже работает в привычном режиме, и дефицит скоро исчезнет. Ситуация очень неприятная, но не сказал бы, что это системная проблема с обеспечением топливом Дальнего Востока.
– Возможно ли повторение ситуации в других регионах?
– Вряд ли... Нефтеперерабатывающих заводов в других регионах больше, да и логистика проще – можно доставлять топливо и по железной дороге, и автотранспортом. В целом в России бензина и дизеля производится больше, чем потребляется. Проблемы дефицита топлива нет. Другое дело, по какой цене оно будет продаваться.
– В прошлом году нефть резко подешевела, а бензин продолжал дорожать (в отличие от других стран). Как же так? И что будет с ценами в этом году?
– У нас слабая связь между ситуацией на мировом и внутреннем рынках нефтепродуктов. Одна из причин – курс рубля. Когда дешевеет нефть, но при этом падает и стоимость российской валюты – цена барреля в рублях снижается не так сильно, а иногда вообще не снижается. То есть для нефтепереработки сырьё сильно не дешевеет.
Вторая причина связана с налоговой политикой государства. Доля налогов в розничной цене бензина составляет 50–60%. Это НДС, акцизы и так называемый демпфер – механизм, который правительство предложило для стабилизации стоимости бензина. Это было несколько лет назад, когда нефть была очень дорогая, что приводило к росту стоимости бензина в РФ. Демпфер работает следующим образом – когда цены на нефть на мировом рынке высокие, нефтяные компании получают из бюджета деньги, чтобы не поднимать стоимость бензина и дизеля на внутреннем рынке. Если же котировки на сырьё опускаются ниже определённого уровня, уже компании платят в казну.
Когда в прошлом году стоимость нефти на мировом рынке резко упала, компании были вынуждены возвращать деньги государству – до 8–10 руб. с каждого литра топлива. Можно сказать, все покупатели бензина часть денег отдавали в бюджет. Он на этом заработал, а для потребителей цены не снизились. Хотя могли бы, если бы правительство отменило демпфер или заставило его работать только в одну сторону. Но в 2021 г. при росте цен на нефть этот механизм не позволит горючему сильно подорожать. Думаю, цены на бензин вырастут на 3–4%.
Бюджет личный и государственный
– Случалось ли раньше такое стремительное падение цен на нефть, как в 2020-м?
– Прошлый год оказался необычным. В январе цена российской экспортной марки нефти Urals составляла 65 долл. за баррель, а в апреле – лишь 15 долл. Такое серьёзное падение было связано в первую очередь с пандемией и принятыми разными странами мерами по ограничению передвижений. Это заметно снизило спрос на сырьё. Самый простой пример – сокращение авиационных перевозок. Если самолёты не летают, то и авиакеросина требуется куда меньше, а ведь на его производство уходит 7–8% мирового потребления нефти. Другая причина – переход на удалённую работу. Сотрудники офисов стали трудиться дома, что уменьшило спрос на бензин.
Уникальность ситуации в том, что раньше нефтяные кризисы были связаны с проблемами добычи нефти, например во время войны в Ираке в 2003-м или после урагана «Катрина» в 2005-м. А в прошлом году был шок со стороны спроса, который упал на 20%. Это и вызвало обвал цен, какого в новейшей истории ещё не было.
– Этот год обещает быть лучше? Всё-таки экспорт углеводородов даёт больше трети всех поступлений в бюджет страны...
– Вероятнее всего, стоимость нефти в 2021-м останется в диапазоне 50–60 долл. за баррель. Такой уровень устраивает и производителей, и потребителей. Если цены поднимутся выше 60 долл., то появится стимул для увеличения сланцевой добычи в США, чего не хочется участникам соглашения ОПЕК+, включая Россию. С другой стороны, когда нефтяные котировки падают, например до 40 долл., – это становится проблемой для бюджетов многих стран.
Российский бюджет 50–60 долл. за баррель вполне устроят. Он в этом году свёрстан исходя из цены чуть выше 43 долл. за нефть российской марки Urals. Обычно она продаётся с дисконтом в 1–2 долл. за баррель к мировым котировкам. Если Urals будет стоить дороже 43 долл., дополнительные доходы отправятся в резерв. Значит, мы сможем наполнить бюджет и даже увеличить объём ФНБ.
– Понятно, за государственную казну можно не беспокоиться. А как падение или рост цен на чёрное золото отразится на личных бюджетах наших граждан?
– Через курс рубля, который всё ещё достаточно сильно привязан к стоимости нефти. Его падение в прошлом году было в первую очередь связано с сокращением притока в страну нефтедолларов. Удешевление российской валюты бьёт по карману любого человека, поскольку увеличивает цены на зарубежную продукцию. Наша страна импортирует многие непродовольственные товары, например электронику, одежду. Их крупнейший поставщик на российский рынок – Китай, чья валюта, юань, лишь незначительно колеблется к доллару. Если рубль падает к доллару, он падает и к юаню, и стоимость товаров из КНР увеличивается.
В этом году рубль сможет укрепиться, ведь цены на нефть уже выросли, а он – нет. Пока его подорожание сдерживается неопределённостью по поводу санкций, которые могут быть наложены на Россию. Тем не менее, думаю, мы увидим доллар ниже 70 руб.
Кто за газ платит больше – мы или европейцы?
– Помимо нефти Россия добывает много природного газа и экспортирует его в другие страны. Цены на голубое топливо тоже падали. Восстановятся ли они вместе со стоимостью нефти?
– По газу складывается довольно интересная история. Его стоимость на европейском рынке в мае-июне опустилась ниже оптовых цен в России. Такого раньше никогда не было. В этот период «Газпрому» было выгоднее продавать газ российскому потребителю, чем поставлять на экспорт. Но долго такая ситуация не могла продолжаться. Сейчас цены в Европе в 4–5 раз превышают летние. Это отчасти связано с холодной зимой и увеличением спроса на газ. В 2020 г. средние за год экспортные цены «Газпрома» составляли 110–120 долл. за тысячу кубометров. В этом году, думаю, они могут вырасти до 190–200 долл. Это поможет и компании, и российскому бюджету.
– Как это скажется на стоимости бытового газа для наших граждан и потребителей в Европе? Кстати, кто платит больше – мы или они?
– В отличие от цен на топливо стоимость газа для населения в России регулируется государством, которое устанавливает соответствующий тариф. Он индексируется ежегодно на 3–4%. Цены в России достаточно низкие – в несколько раз меньше, чем у европейцев. На Западе этот рынок либерализован – там нет государственного тарифа и есть разные поставщики. Житель Германии, которому газ нужен, например, для отопления дома, может выбрать, у кого его купить и на каких условиях. Здесь уместно провести аналогию с мобильной связью, где существуют разные тарифы. Можно приобрести определённое количество минут и потом докупать при необходимости. Аналогично есть возможность купить и какое-то количество кубометров газа. При этом цена для европейцев имеет некоторую привязку к мировой. Если стоимость на оптовом рынке растёт, для населения она тоже увеличивается.
Михаил Калмацкий