По расчётам академиков-экономистов, эту задачу можно решить в России уже в 2021–2022 годах.
Какими должны быть минимальная зарплата, максимальное пособие по безработице и средняя пенсия? По мере выхода России из пандемии эти вопросы встают с новой остротой.
Группа академиков РАН предложила поднять МРОТ на 56%, а средний уровень страховых пенсий — на 26% по сравнению с началом 2021 г. «АиФ» обсудил эти идеи с одним из их авторов — директором Института народнохозяйственного прогнозирования, членом-корреспондентом РАН Александром Шировым.
Алексей Макурин, «АиФ»: Александр Александрович, на чём основаны цифры, которые фигурируют в докладе, подготовленном вами вместе с академиками Аганбегяном и Порфирьевым?
Александр Широв: Это результат расчётов, которые учитывают потребности людей и возможности государства. Наша консолидированная позиция состоит в том, что дешёвый труд и низкие доходы населения — один из главных тормозов российской экономики. Половину ВВП нашей страны формирует потребительский спрос. Но с 2013 г. реальные доходы населения снизились более чем на 10%. Промышленности в такой ситуации очень сложно наращивать производство, так как велик риск, что никто не купит дополнительную продукцию. А 60–70% населения требуется в том или ином виде госпомощь, что не позволяет сделать её адресной и ощутимой. Выделяемые ресурсы размазываются тонким слоем по огромному пирогу — и нуждающиеся люди получают меньше, чем могли бы.
Поэтому первое, с чего следует начинать, — увеличить МРОТ до такого уровня, который позволит людям жить, а не выживать. Мы считаем, что это не 12 792 руб., как сейчас, а минимум 20 тыс. руб. И таким же мы предлагаем сделать максимальное пособие по безработице. Выплаты безработным важно не только сохранить на уровне, установленном во время пандемии, но ещё больше повысить. 20 тыс. руб. — это не те деньги, на которые в период поиска работы смогут жить люди, получавшие раньше 50–60 тыс. А имея более высокое пособие, они будут больше тратить, что важно и для их семей, и для экономики.
Что касается пенсии, то по рекомендациям Международной организации труда она должна замещать не менее 40% зарплаты, которую раньше получал человек. Мы ориентируемся на 38,5%, что в 2022 г., при условии ускорения роста МРОТ и средней зарплаты в стране, соответствует средней пенсии в 22 тыс. руб.
Если все эти меры реализовать наряду с предпринимаемым правительством наращиванием инвестиций, это позволит экономике России после завершения коронакризиса расти не на 2–2,5%, а на 3–4% в год. И для возвращения доходов на уровень 2013 г. понадобится не 5–7 лет, а 3–4 года.
— Почему тогда правительство не делает такие очевидные вещи?
— Есть риск государственные деньги потратить, а экономического эффекта не получить. Скажем, повышение МРОТ может привести к уходу части зарплат в тень — чтобы не платить повышенные налоги и страховые социальные взносы. Но наши расчёты говорят, что эффект будет.
Я бы не сказал при этом, что до сих пор никакие решения по усилению социальной политики не принимались. В 2020 г. расходы федерального бюджета выросли на 25%. И значительная часть этих денег пошла на поддержку занятости, повышение пособий безработным и выплаты семьям с детьми. Реакция на кризис была эффективной. Но теперь надо, чтобы эти краткосрочные меры переросли в нечто большее, чтобы были приняты решения, которые позволят стране выйти из ловушки низких темпов роста. Несмотря на поддержку семей с детьми, бедность нарастает. За 2020 г. на 17,9% вырос уровень смертности, что стало самым тяжёлым последствием кризиса.
Правительство сейчас по поручению президента разрабатывает новую стратегию социально-экономического развития России. Важно тщательно просчитать все варианты её реализации, в том числе развитие за счёт быстрого повышения доходов населения через повышение зарплат, пенсий и пособий по безработице. Думаю, что рано или поздно до этих мер дело дойдёт. Но, на наш взгляд, следует реализовать их уже в 2021 или 2022 г. Сейчас благоприятная ситуация. За резким падением экономики, которое произошло во II квартале 2020 г., последовал подскок. И если пришпорить экономику на стадии роста, она может показать более высокие результаты уже в ближайшие 2–3 года.
— Сколько денег нужно, чтобы реализовать предлагаемую вами программу?
— Это не такие уж фантастические суммы в масштабах страны. По нашим расчётам, в 2022 г. на повышение МРОТ потребуется 140 млрд руб., дополнительно на пособия по безработице — 750 млрд руб. и 2,4 трлн руб. — на пенсии. Всего 3,3 трлн руб., или меньше 3% ВВП.
Если все меры будут работать в комплексе, то 600 млрд дополнительных бюджетных расходов будут компенсированы ростом налогов и сборов. Ведь чем выше зарплаты — тем выше НДФЛ, идущий в региональные бюджеты, тем выше страховые отчисления, которые собирает Пенсионный фонд. Чем выше внутреннее потребление и реализация промышленной продукции — тем выше НДС и налог на прибыль предприятий.
— А стартовые инвестиции на запуск этого механизма откуда возьмутся?
— Дефицит бюджета правительство может закрыть, заняв деньги на финансовом рынке, а также задействовав средства Фонда национального благосостояния. Текущий уровень госдолга позволяет занимать, а резервы, накопленные в ФНБ, по нашим оценкам, избыточные. Если использовать их в размере 1,5–2,0% от ВВП, это не понизит финансовую стабильность страны.
— Повышение МРОТ наверняка почувствуют низкооплачиваемые сотрудники госучреждений — уборщицы, гардеробщицы, санитарки, часто работающие на полставки. Но почему вы уверены, что «белые» выплаты в частном секторе тоже будут расти?
— Руководителям малых и средних компаний их придётся поднимать, чтобы не проиграть бюджетным организациям в конкуренции за рабочую силу. Если государство сделает первый шаг в повышении зарплат, за ним более или менее активно последуют все прочие работодатели.
— Есть ли необходимость модернизировать налоговую политику?
— С 1 января 2021 г. по повышенной ставке в 15% облагаются годовые зарплаты, превышающие 5 млн руб. Но этого недостаточно. Повышенный налог было бы целесообразно распространить на доходы 20% самых состоятельных российских граждан. А НДФЛ с заработков людей, получающих зарплату на уровне прожиточного минимума или ниже, давно пора отменить. Зачем заставлять самых бедных платить налоги, чтобы потом возвращать им эти же деньги в виде субсидий?
При этом критически важно реформировать не только шкалу подоходного налога, но и систему налоговых вычетов. Сейчас мало кто пользуется этими льготами, если только речь не идёт о покупке недвижимости. Потому стоит упростить процедуру получения вычетов, увеличить суммы уже существующих и расширить перечень товаров и услуг, на которые они распространяются. Высокооплачиваемые граждане должны увидеть, что государство не просто забирает у них несколько процентов дохода, но и даёт возможность сэкономить при покупке недвижимости, автомобиля, других товаров длительного пользования, высокотехнологичных медицинских услуг. Тем самым правительство будет подталкивать граждан к тому, чтобы больше покупать в России, инвестируя тем самым в российскую экономику.
Алексей Макурин