Так же, как статистика по коронавирусу, рвётся вверх, всероссийская родительская истерия по поводу дистанционки: мамы и папы готовы идти на баррикады, лишь бы вернуть любимых чад побыстрее в школы. В торговых центрах и рядом с учебными заведениями последние дни активисты собирают подписи президенту, заговорщики устраивают массовые встречи на улицах, которые в условиях ограничений маскируются под общение с депутатами и оздоровительные прогулки по осеннему парку.
Хайп по дистанту в предвыборный год, похоже, может собрать нехилый политический капитал. Уже даже создана народная некоммерческая организации, которая готова отстаивать права и требования старшего поколения, «Родители Москвы», которую возглавила некая Илона Менькова.
Любые сообщения в интернете на эту тему - нервные, дерганые, агрессивные тут же собирают десятки тысяч еще более радикальных перепостов: «Родители, вставайте, просыпайтесь, нужно сопротивление, пишите в своих соцсетях про этот беспредел», - рядовой пост в одном из закрытых телеграм-каналов.
Кто бы мог подумать, что наши вечно аполитичные граждане, сонно принявшие в свое время и убийственную медицинскую оптимизацию, и введение ЕГЭ, вдруг поднимутся на дыбы в вопросе спасения здоровья и жизней от опасной болезни?
Мир народам. Землю крестьянам. Детей в школы любой ценой. Беспроигрышная в нынешней ситуации повестка дня.
Взрослые хотят, чтобы все было, как раньше. Объективные обстоятельства, что как раньше уже не будет, потому что мир стал безвозвратно другим, не воспринимаются.
Требуют, чтобы учеников пускали в школу даже с симптомами и не сажали класс на карантин, если кто-то один заболел: «Мы всегда так раньше ходили. Ну сопли, температура, дети не умирают от коронавируса».
Ну, во-первых, умирают, и осложнения у детей тоже есть, хотя вроде бы и гораздо реже, чем у взрослых («вроде бы», потому что исследования на тему несовершеннолетних только начинаются, и точно никто ничего не знает), но кому какое дело, если это касается каких-то чужих отпрысков? Ведь свои, родные, ясное дело, не пострадают. «Потому что коронавируса не существует».
А что существует? Мировой цифровой заговор. Чудовищный эксперимент. Билл Гейтс с его вакцинами. Плоская земля. Китаец, съевший летучую мышь исключительно ради того, чтобы ученик 9 «Б» Вася Пупкин ушёл на дистант.
Страшная смесь, когда ковид-диссидентство накладывается на стихийно сформированное мифологическое мировоззрение, и при этом абсолютный, какой-то детский инфантилизм в отношении окружающих.
«Ок, вашим детям переболеть не опасно, а учителям за пятьдесят, которые составляют большую часть российских педагогов?»
«Коронавирус не страшнее ОРВИ. Не, я не болел, именно поэтому я в этом уверен», - аргументы на уровне «Америки не существует, потому что я там не был».
У меня подруга преподаёт в незаметном городке в самом центре России. Там тоже мало кто был - глубинка, захолустье. Школа одна, дистант не был объявлен. Дети заболевали, следом учителя.
Подруга и сама подхватила коронавирус, слава богу, переносит все относительно легко. Но на больничном пробыла всего неделю - ПЦР-тесты в их населённом пункте закончились, КТ нет, в многочасовой очереди в поликлинике можно подхватить вообще все, что угодно, поэтому, не глядя, ей поставили диагноз ОРВИ. «Кать, где можно купить хоть какие-то лекарства? У нас вообще ничего в аптеках, спасаемся парацетамолом», - спрашивает она меня. Город лежит.
Насколько я поняла, удаленное обучение в их школе все-таки обьявили, но это была вынужденная мера, потому что все равно все учителя ушли «на фронт», то есть на больничный, учить некому. Они завидуют Москве, где, дословно, «на здоровье учителей не совсем наплевали».
Но зачем доводить до крайностей? До медицинских и педагогических коллапсов?
Чего больше в сегодняшних требованиях родителей - желания, чтобы дети получили достойное образование, какое, как все уверены, не возможно онлайн, или все-таки сбросить с себя груз ответственности? Никто ж не спорит, как хорошо и удобно было раньше - когда родители работали, а учителя учили.
И даже однозначное положительное последствие дистанта - меньше стало традиционных школьных поборов, не принимается в расчёт.
Родители все равно хотят непременно спровадить детей в школу. Признаемся честно, в том числе и чтобы не заниматься ими самим. Аргумент, что детей страшно оставлять дома на весь день одних, не работает - на дистанционке только старшеклассники.
А тут вдруг внезапно выяснилось, что дети ничего не знают. И не хотят знать. Что на уроках не слушают учителя, не выполняют домашние задания, в чатах ругаются матом (ещё и письменно), врут, что сломался компьютер, чтобы не выходить поутру онлайн, а некоторые даже в таких экстремальных обстоятельствах умудряются срывать занятия. Лично знаю класс, где при помощи фотошопа дети приделали себе 3D-лицо классного руководителя. Да ещё и с мимикой. Пять бы им всем по информатике. Молодцы!
Все это на самом деле было и раньше. И хулиганство, и двойки, и карикатуры на учителей, разве что не в 3D. Просто страшно далеко было оно от родителей. А тут под боком, на глазах. Да ещё именно на родителей возложены сейчас обязанности контроля и воспитания, от которых не отвертеться. Чуть что - звонят именно им. И родители, насильно вытащенные из зоны комфорта, восстают.
У всех мгновенно выветрилось из памяти, что и наше очное образование тоже далеко от совершенства.
Что всегда были хорошие и плохие учителя. Но теперь это просто отчетливо видно, потому что хорошие за летние каникулы без коронавируса нашли способы пройти курсы по онлайн-преподаванию, а плохому преподу будет мешать, что угодно - даже кошка на мониторе (кстати, именно дистант сблизил учеников и педагогов, дети выяснили, что учителя - тоже люди и у 90% педагогов есть домашние любимцы, которые тоже любят похулиганить во время урока).
Что образование, как никакая другая форма общественной жизни, всегда разделялась по уровню благосостояния и классовой принадлежности. Социальные лифты были и есть для немногих. Богатые к богатым, бедные к бедным. Так же, как платное онлайн-образование с преподавателями из ведущих вузов страны, цифровыми презентациями и индивидуальными проверками контрольных и сочинений детям, путешествующим с родителями по миру, и в сравнение не идёт с массовой рассылкой Марь Иванной стандартных заданий.
Нет, дистанционка - это не идеал. И зрение садится, и гиподинамия, от которой не спастись компьютерными презентациями по физкультуре. Y
Признаем честно, после пандемии вернуться полностью в оффлайн все равно не удастся, как бы не хотели этого в XXI веке сторонники теории плоской Земли. Потому что есть вещи, которые проще делать на расстоянии, экономя силы и время - самый дорогой и невозвратный человеческий ресурс. И самый большой плюс дистанционного образования и работы.
Потому что освобождает жизнь для жизни.
А по поводу рассуждений о том, что мыслями и поведением детей хочет управлять авторитарное государство, и дистанционка создана исключительно ради этого, чтобы всех контролировать, так диктовать свою волю проще глаза в глаза - потому что на расстоянии всегда есть возможность пририсовать рожки 3D-педагогу.
Екатерина Сажнева