Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

История авторского права Соединённого Королевства

Публикуется впервые. Перепечатка запрещена. Только для 1001.ru

Сегодня на нашем сайте - уникальный материал за авторством нашего коллеги Кирилла Львовича Савельева, повествующий о истории и развитии института авторского права в Соединённом королевстве. Многие факты могут показаться интересными не только узким специалистам, но и широкому кругу людей, интересующихся вопросами права. Читайте и комментируйте!

Дмитрий Меньшиков, редактор "1001.ru".

Исторической «родиной» авторского права является Венеция. Существование института привилегий на осуществление печати и книготорговли послужило катализатором для дальнейшего развития авторского права и смежных прав.

Авторское право, как в международном, так и в национальном масштабе, в большинстве случаев в значительной степени отстает в развитии от научно-технического прогресса. В настоящее время не существует достаточно эффективных методов борьбы с нарушениями авторских и смежных прав, совершенными с применением новейших технических и электронных средств, что ставит под угрозу интересы значительного числа авторов и правообладателей по всему миру.

История авторского права Соединенного Королевства насчитывает более трех с половиной столетий. Незадолго до  начала восемнадцатого века монархия гарантировала лицам, осуществлявшим издание книг исключительные права на их выпуск  и распространение. Однако интересы собственно авторов литературного текста в то время не были защищены. С учетом уровня технологического развития Англии того времени можно сказать, основываясь на существующих по сей день принципах авторского права, что такая защита  не требовалась. При отсутствии должного уровня средств коммуникации единственным способом надежно передать значительный объем информации от одного лица к другому, гарантировав его относительную сохранность в течение существенного периода времени, было издать эту информацию в форме книги. То есть, единственной общественно значимой формой материального воплощения информации являлась именно книга, что делало разумным защиту интересов издателя.

В 1662 году в силу вступил «Закон О Лицензировании 1662». Он регулировал вопросы лицензирования литературных произведений, библиотечного депонирования и торговли книгами. Основной его особенностью и ключевой идеей являлось введение государственной регистрации литературных произведений, воплощенных в форме издаваемых книг. Также Закон подтвердил возможность ряда лиц обладать дарованной Короной привилегией на издательскую деятельность.

После образования Англо-Саксонского союза в 1707 году авторы получили эксклюзивные права на издание своих литературных произведений. Закреплены данные права были «Cтатутом Королевы Анны»  1709 года. Статут ограничил эти права сроком в 14 лет, с возможностью однократного продления срока. Так, авторские права на некоторые изданные работы действовали в течение 21 года. Позднее стали возникать споры о том, можно ли считать авторские права бессрочными и возникающими в определенный момент времени, или же срок их действия определяется исключительно законом. Суды Великобритании после рассмотрения ряда дел практически установили, что более верной является вторая точка зрения, совпадавшая с изданными положениями Статута. Таким образом, был сформулирован и второй принцип авторского права, ограничивающий его действие во времени. Первый, как уже говорилось ранее, закрепляет необходимость материального воплощения авторской идеи.

C девятнадцатого века помимо литературных произведений объектами правовой охраны становятся художественные, драматические и музыкальные произведения. Срок действительности авторских прав так же увеличивается. В 1886 году принимается Бернская Конвенция по Охране Литературных и Художественных произведений. Именно эта конвенция создала базовую систему принципов защиты авторских прав, имеющую международный характер. Наиболее значимой особенностью Конвенции оказался баланс, найденный между интересами авторов произведений и общества. Так, при некоторых условиях с принятием Конвенции стало возможно использовать авторские произведения в общественных целях, не имея какого-либо разрешения от самого автора. На практике эти положения Конвенции сыграли огромную роль в развитии образования, средств массовой информации и в повышении общей грамотности человечества. При условии отсутствия подобного рода положений было бы практически невозможно создание, например, научных работ, использующих какие-либо источники помимо личного и экспериментального опыта.

В конце XIX – начале XX веков появилась необходимость внести существенные изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие авторское право. Это было, прежде всего, связано со значительно изменившимся уровнем технологического развития.

В 1907 году был принят «Закон о Патентах и Дизайнах 1907». Если рассматривать официально доступные в Национальном Архиве документы, то данный Закон является первым в своём роде документом, специально регулирующим патентное право и дизайнерское право, которое с того момента выделяется в Соединенном Королевстве как отдельная отрасль интеллектуальных прав.

В 1911 году был принят Закон О Защите Авторских Прав 1911 г., в котором помимо литературных, музыкальных и драматических произведений рассматриваются такие объекты, как фотографии и «механические инструменты» .

В 1939 году, в связи с началом Второй Мировой Войны, был принят «Чрезвычайный Закон о Патентных, Дизайнерских, Авторских правах и Торговых Знаках». Он регулировал правоотношения в области дизайнерских и патентных прав, а так же регистрацию и использование торговых знаков в условиях войны. В основном изменения касались правоотношений с субъектами, имеющими связь с «вражеским» государством. Интересно, что в тексте Закона для таких субъектов употребляется достаточно некорректное по современным меркам понятие – «Enemy» ("Враг").

Принятый в 1956 году «Закон об Авторских Правах 1956» включил в себя такие субъекты, как литературные, драматические, музыкальные и художественные произведения. Также к субъектам авторского права были отнесены звукозаписи, кинематографические фильмы, трансляции и «опубликованные версии произведений». Исходя из его доступной структуры, можно увидеть, что область правового регулирования была в значительной мере расширена. Также авторское право с принятием данного Закона стало более социально-ориентированным.

 

Выпускная Квалификационная Работа "Сравнительный историко-правовой анализ плагиата литературных и музыкальных произведений [В праве Соединённого Королевства, США, Европы, Российской Империи, СССР и Российской Федерации]". ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПРАВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН    
1.1. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПЛАГИАТОМ В ОБЩЕМ ПРАВЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ    
К. Л. Савельев, Москва, 2015.
Перепечатка запрещена. Цитирование без ссылки запрещено. Только для сайта 1001.ru
Использованные для иллюстраций изображения взяты из открытых источников и будут удалены по первому требованию, направленному на suport@ergosolo.ru или же kirillsavelev@yandex.ru

1228


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95