На белых стенах небольшого зала — черно-белые, но от этого не менее яркие фотографии. На экранах крутят видеохронику торжественной иллюминации разных лет, перед лестницей на седьмом этаже висит короткая справка об истории праздничных фонарей и лампочек. Так 20 июля в МАММ открылась выставка фотографий «Москва. Иллюминации. 1896–2003». Это одна из частей большого проекта «История России в фотографиях». Издали зал выглядит пустым, но стоит приглядеться к изображениям — и словно попадаешь в другой мир. Снимки настолько четкие, что в очередной раз заставляют восторгаться искусством фотографии и техникой тех годов. Москва предстает такой, какой была во время коронации Николая II, во время Дня Победы в 1945-м, в период 1960-х… Фото дают возможность увидеть праздничную Москву и настроение ее жителей. Вся выставка — это история праздничных фонарей, лампочек и фейерверка в Москве в объективе фотоаппарата. Организаторы считают «Иллюминации» жемчужиной проекта.
— Важно показать не только то, как столица меняется культурно, — комментирует Ольга Свиблова, директор МАММ, — но и перемены в настроении москвичей. Хотя цветная фотография появилась еще в середине XIX века, на выставке изображения в основном черно-белые. Цвет врывается резко и неожиданно только в 1980-е, окончательно превращая фотографии в яркие и живые. Но даже черно-белые фото восторгают: «бриллиантом» выставки стала серия снимков, на которых изображены дни коронации Николая II. Эти снимки открывают экспозицию, потому что именно с них началась история московских иллюминаций в фотографии. Несмотря на то что большинство фотографов, представленных на выставке, хорошо известны: Дмитриев (1858–1948), Родченко (1891–1956), Лангман (1895–1940), — многие снимки остались безымянными. Но и от неназванных картин веет радостным настроением, в которое была погружена Москва. Помимо фотографий и видеоряда здесь можно увидеть иллюстрации в журналах и книгах. Главным героем этих изображений также стала иллюминация Москвы. Сводки о внедрении электрического освещения, снимки праздничных столичных улиц, центральные здания на фоне салютов, украшенные гирляндами… Конечно, при СССР иллюминация перестала носить праздничный характер, но вечерняя Москва внушала и продолжает внушать надежду на что-то прекрасное. И это одна из главных мыслей, которую пытаются донести организаторы экспозиции. Выставка проходит при поддержке Mastercard. |