Знакомство с Его Величеством стало знаменательным событием, которое раз и навсегда перевернуло мою прежнюю жизнь. Произошла встреча с прекрасным несколько лет назад, что, впрочем, не мешало мне знать о существовании Его Величества долгие годы, совершенно не подозревая, какая магическая сила сокрыта в нём.
Прежде, чем продолжу свой сказ, позвольте представить Вам, дорогие друзья, того, кому посвящены эти строки. Итак, прошу любить и жаловать! Король всех музыкальных инструментов - оргАн во всём его блистательном великолепии.
Биография этого господина весьма и весьма увлекательна.
Принято считать, что его дальними родственниками были волынка и флейта Пана (или сиринкс).
Впрочем, сходство наблюдается и с древним китайским инструментом, который именуется шэн.
Таким образом, прародителем органа мог стать «древний инструмент, состоящий из соединенных в ряд или по окружности трубок, воздух в которые вдувается ртом», как утверждает автор статьи в газете «Искусство». Вышеперечисленные представители собственно и являются ярчайшими примерами такого древнего инструмента.
Сегодня мало кто знает, кроме людей, вплотную этим занимающихся и интересующихся, что изначально в конструкции органа не было воздушных мехов (их стали использовать только после появления христанства), а вместо них использовался водяной насос. Столб воды позволял поддерживать давление воздуха в трубах, необходимое для порождения звука невероятной силы и пронзительности. Такой орган именовался гидрАвлосом и был изобретён в 3 в. до н.э. Специалисты придерживаются мнения, что его создатель - грек Ктесибий, живший в Александрии Византийской. Будущий король музыкальных инструментов украшал своим присутствием в те времена ипподромы, цирки и языческие мистерии.
С 7 в. роль органа в жизни людей значительно изменяется, теперь он становится неотъемлемой частью службы в католической церкви, что стало возможным благодаря папе римскому Виталиану.
Италия – Франция – Германия и далее вся Европа. Такова география развития искусства игры на органе. К 14 в. оно получает наибольшее распространение.
Примерно в то же время появляется переносной орган (портатив) и миниатюрный стационарный орган (позитив). Переносные органы были обычным явлением в Средние века, а вся конструкция транспортировалась благодаря телеге, запряжённой лошадьми.
Сложно себе сейчас подобное представить. В моём сознании орган всегда будет некой монументальной конструкцией, неотделимой от помещения, специально для этих целей спроектированного. Без помещения с хорошей акустикой для меня это стало бы чем-то совсем иным, не столь ярким.
Дабы завершить краткий обзор развития органа, необходимо добавить, что к 16 веку он уже принимает тот вид, в котором дошёл до наших дней. До этого претерпевают изменения клавиши, трубы, появляется клавиатура для ног. И на 17-18 вв. приходится расцвет, Его Величество предстаёт слушателям во всей красе и могуществе.
Предлагаю и Вам насладиться вместе со мной красивой музыкой:
А теперь представьте, каково это – услышать нечто подобное в живую.
Звуки органа действуют на меня волшебным образом. Для меня это всегда праздник души. Своего рода внутреннее перерождение, но для этого непременно нужно слушать орган на концерте. Всё начинается обычно неспешно, тихо, плавно, что позволяет войти в такое состояние, при котором забываешь о присутствующих людях, о проблемах, что остались за пределами владений короля всех музыкальных инструментов. Есть только ты и музыка.
И тут на тебя обрушивается вся мощь, на которую способен орган. Я бы сравнила это с огромной волной или стремительным потоком водопада. Словно какая-то сила берёт тебя за шиворот, трясёт, бьёт по щекам, приводя в чувство. Волна смывает все тревоги и печали, на душе становится легко и тепло. Ты пробудился. Ты снова чувствуешь, что ЖИВЁШЬ. Не перекатываешься в тумане сером бытия от дня ко дню, а живёшь, ощущаешь вновь вкус, цвет, запах, звуки. И улыбаешься жизни, а она тебе в ответ.