В России резко растет число первоклассников. По сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 150 тысяч. Этой осенью в первый класс пойдут дети, рожденные в период всплеска рождаемости в 2010 году. Хотя пик беби-бума пришелся на 2014 год, уже сейчас родители жалуются, что во многих школах набирают более 30 учеников в класс. При этом учебные заведения также оказываются в безвыходной ситуации, так как должны одновременно и соблюдать СанПиНы, и принимать всех ребят, приписанных к школе. Что в данной ситуации оказывается порой абсолютно невыполнимой задачей.
— Мой младший сын в этом году идет в школу, на собрании выяснилось, что в наш класс набрали уже 33 человека и список еще не окончательный, может, еще кого-то впихнут, — рассказывает Марина, мама первоклассника из Подмосковья. — Нормально учить такое количество детей учитель просто не сможет, восполнять пробелы придется родителям. Да и как будут рассаживать столько ребят в небольшом классе, совершенно неясно.
«В соответствии с действующими санитарными требованиями количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося без учета расстановки мебели. Других ограничений нет. Поэтому нет ничего страшного, если в классе обучается более 25 детей — при условии соблюдения нормы площади, конечно. Также можно открыть дополнительный класс, решение об этом принимает сама школа, если есть достаточное количество детей, желающих обучаться в учебном заведении», — объяснил нам директор школы №2095 «Покровский квартал» Илья Новокрещенов.
Проблема в том, что действующая норма площади учебного класса без учета расстановки стендов и шкафов составляет 2,5 метра на одного ученика. То есть на 30 детей нужен класс площадью не менее 80–85 метров. Тем временем в старых школах советской постройки, которых в России пока большинство, его размер обычно не превышает 55–60 метров, многие кабинеты еще меньше, этого недостаточно даже для 25 ребят. Открывать новые классы большинство школ также не в состоянии, так как просто-напросто нет свободных помещений.
— В этом году действительно количество заявлений на поступление в 1-й класс сильно увеличилось, — рассказывает завуч начальных классов одной из питерских школ. — И конечно, многие школы, у которых старые здания, оказались в безвыходной ситуации. В советское время площадь школьных кабинетов рассчитывалась исходя из нормы 1,5 кв. м на ученика, а теперь ее увеличили до 2,5, но кабинеты-то мы увеличить не можем. Против второй смены восстанут сами же родители, новые здания нам никто не построит, а отказывать в приеме в 1-й класс детей, прикрепленных по прописке к учебному заведению, мы также не имеем права. В нашей школе в этом году количество учеников в классе не превышает 30 — по количеству парт, которые можно свободно расставить в помещении. Но я знаю, что в некоторых школах ставят дополнительные столы вплотную и сажают еще больше школьников.
Мы попросили учительницу младших классов, много лет проработавшую в разных московских школах, рассказать, как повлияет увеличение количества учеников на их успеваемость и работу педагога.
— Когда я учила родителей нынешних первоклассников, в большинстве классов тоже было по 30–35 учеников, — рассказывает Наталья Максимова. — И ничего, все же нормально выучились. Другое дело, что тогда и программа обучения была проще, и дети более самостоятельные и спокойные. К сожалению, из-за ряда факторов сейчас очень много гиперактивных школьников, которым учиться и так сложно. При увеличении количества учеников в классе у учителя не будет оставаться на них дополнительного времени. Кроме того, в Москве в 2010 году родилось много мальчиков, в ряде классов их будет больше, чем девочек. В начальной школе мальчишек учить сложнее, они менее усидчивы и внимательны. Так что в данных условиях, думаю, сильно увеличится нагрузка на учителя, которая и так высока, и родителям придется тратить еще больше времени на помощь ребенку с заданиями, не усвоенными на уроках.
Автор: Светлана Цикулина
Фотограф: Роман Орлов