Когда-нибудь 75-й Венецианский фестиваль, закончившийся буквально на днях, назовут историческим: на нем был представлен фильм, снятый в революционном формате 96 кадров в секунду
«Восхитительный пир для глаз», «новаторский киноопыт» и «чрезвычайно амбициозный проект» — как только не называли в прессе новый документальный фильм россиянина Виктора Косаковского. И это, конечно же, не случайно: режиссер задумал ни много ни мало кинореволюцию. Виктор Косаковский — величина в мировой документалистике, а его фильм «Да здравствуют антиподы!» семь лет назад открыл Венецианский кинофестиваль. И вот в новом фильме «Акварела», посвященном воде, он применил новую технологию — снял его в формате 96 кадров в секунду. Для сравнения: большинство современных фильмов снимаются в формате 24 кадра в секунду. В чем разница? Разберемся.
По сверкающей глади озера Байкал едет автомобиль. Мгновение — и вот он уже исчезает, на глазах у потрясенного зрителя провалившись под воду. А вот таяние ледника и тут же — шторм на море… Первые кадры «Акварелы» впечатляют даже в трейлере, выложенном в Сети, а уж смотреть их на большом экране в уникальном формате, похоже, действительно уникальный киноопыт.
— В киноязыке было несколько революций,— говорит «Огоньку» сам Виктор Косаковский.— Как вы помните, сначала ручку камеры крутил кинооператор и затем пленку в проекторе крутил киномеханик. Сначала 12 кадров в секунду, затем 16, 18… Когда появилась механическая технология, установился формат 24 кадра в секунду — это минимальное количество кадров в секунду, которое наш мозг в большинстве случаев воспринимает в качестве непрерывного движения. Дальше в кино произошло еще много революций: звук, цвет, цифровые технологии, 3D, Dolby, Atmos… Современные камеры уже давно позволяют снимать и 100, и 200, и 1000 кадров в секунду и более. А вот кинопоказ сотню лет остается неизменным — 24 кадра в секунду. Поэтому и все остальные этапы технологического кинопроцесса тоже настроены на 24 кадра. И мы с командой доказали, что технически возможно снять фильм в формате 96 кадров в секунду, смонтировать, озвучить его и главное — показать также в формате 96 кадров в секунду, и что это будет совершенно иной опыт для зрителя.
Отметим: попытки увеличить частоту кадров в кино уже предпринимались и до Косаковского, причем самыми известными кинематографистами планеты. Ну, например, в 2011 году автор «Титаника» и «Аватара» Джеймс Кэмерон представил деморолик, снятый в формате 3D с частотой 60 кадров в секунду — тогда Кэмерон предсказывал, что это залог уникальных кинотеатральных ощущений в будущем. Но если Кэмерон выступил как застрельщик, то первым, кто действительно попробовал продемонстрировать публике фильм, снятый по новой технологии, был Питер Джексон — его «Хоббита» показывали в формате 48 кадров в секунду… Более того, сам режиссер даже поделился со своими зрителями «конспирологической» версией того, откуда вообще взялись старые 24 кадра в секунду.
— На минимальной скорости, похоже, остановились из-за стоимости пленки,— написал он в своем Facebook.— 35-миллиметровка дорога, 1 фут такой пленки составлял значительную часть бюджета любого фильма. Поэтому девять десятилетий мы жили с 24 кадрами. Не потому, что это лучший вариант — он никоим образом не лучший,— но потому, что это был наиболее дешевый вариант достичь приемлемых результатов.
Звучит убедительно, однако сам «Хоббит», при всех его художественных достоинствах, оставил у зрителей двойственное впечатление именно в том, что касалось технологии съемки. Как отмечает авторитетный онлайн-журнал о науке, технологиях и дизайне New Atlas, общее впечатление вышло смазанным — картинка стала более «телевизионной», а повышенная детализация лишь продемонстрировала искусственность декораций и нереальность грима. Зато сразу разгорелась философская дискуссия: мол, где грань между четкостью картинки и самим ощущением кино?
Еще одним неудачным стартом для новой технологии стал фильма оскароносного режиссера Энга Ли с длинным названием «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча»: камерная драма о солдате, вернувшемся из Ирака, была снята в формате… 120 кадров в секунду! И вызвала очередной шквал вопросов: все, что в обычном кино было «заретушировано» (от грима до особенностей актерской игры) здесь оказалось как бы на свету. Некоторые критики ворчали, мол, сам фильм стал напоминать «школьную постановку»! Не говоря уже о том, что, к примеру, в США только два кинотеатра смогли предоставить соответствующие возможности для показа картины в формате, в котором она была снята…
— Для того чтобы снимать фильм с увеличенной частотой кадров, в первую очередь нужен серьезный художественный и драматургический смысл. Это не может быть просто аттракцион,— говорит режиссер.— Мы провели испытания: сняли 48, 60, 72, 96, 120 кадров в секунду и остановились на 96. Так получился самый выразительный результат: ты как бы видишь нечто новое! Я не буду говорить, что это 3Д без очков, однако в этом есть нечто неуловимое... Не хочу сравнивать себя с Леонардо да Винчи. Но взгляните на «Мону Лизу»: двухмерное пространство картины по существу трехмерно, она как бы поворачивается к вам и улыбается. Это уникальная технология живописи, но она несет в себе художественный смысл! Вот и мы попробовали сделать что-то такое, что имело бы такой смысл…
Работая над фильмом о воде, Косаковский понял, что частота 96 кадров в секунду позволяет, к примеру, показать дождь буквально по каплям (обычно на экране — это просто некие белые штрихи и линии воды). А это, в свою очередь, помогает играть со зрительским восприятием. Допустим, глядя на землю из окна самолета, вы видите, как она плавно движется где-то внизу. Напротив, асфальт под колесами автомобиля рябит и дрожит. Поэтому всякий раз, когда вы видите абстрактное плавное изображение, вам кажется, что это нечто масштабное и снятое с большого расстояния, а мелькающие абстрактные кадры — совершенно наоборот; такова особенность человеческого восприятия. Так вот новая технология съемки позволяет снять тот же самый дрожащий перед глазами асфальт плавно, как если бы вы смотрели на него из окна самолета, и запутать зрителя. На что он смотрит: на бурю в стакане воды или на шторм в настоящем море? Сможет ли он это понять? Режиссер утверждает, что его интересовало то, как меняется наше восприятие вещей, явлений и новая технология помогла ему поразмышлять над этими вопросами.
Виктор Косаковский работал не один, а с командой молодых людей из семи стран, он вообще уверен, что современные технологические прорывы и художественные открытия трудно осуществить в одной стране или в одном месте. Нужен коллективный опыт людей с разным образованием и культурным багажом!
Какова первая реакция на фильм? «Акварела» продана для показа на основных рынках, а сам режиссер на днях летит в Голливуд, где будет объяснять, как все это сделано. Но дело не только в технологии.
— Моя задача — вернуть документальный кинематограф на большой экран, доказать, что это не только рассказ о чем-то, но еще и серьезное художественное произведение,— говорит Косаковский.— Не только новая информация, но, если хотите, новый взгляд